Центральный районный суд Оренбурга отпустил из-под домашнего ареста троих полицейских, обвиняемых в избиении 18-летнего Геннадия Швецова.
Пресс-служба суда сообщила, что «обвиняемые каких-либо нарушений меры пресечения не допускали, все ограничения и запреты исполняли, характеризуются положительно, социально адаптированы, ранее не судимы, имеют постоянное место жительства и работы».
Юрист «Комитета против пыток» Альбина Мударисова рассказала «Медиазоне», что полицейские продолжают работать в МВД.
Правозащитники обжаловали решение суда о смягчении меры пресечения силовикам и потребовали отправить их в СИЗО.
20 ноября 2021 года Ленинский районный суд Оренбурга заключил под стражу 18-летнего Геннадия Швецова. Его подозревают в разбойном нападении и хищении телефона у приятеля. Сам обвиняемый утверждал, что был избит сотрудниками полиции, которые также угрожали его изнасиловать.
Потерпевшим по делу проходит приятель Швецова по имени Александр. По словам Александра, он сам, сидя в автомобиле подозреваемого, передал свой телефон знакомому Швецова, которому нужно было сделать звонок. После этого Александр вышел из машины, чтобы сходить в туалет. Когда он вернулся, автомобиль Швецова уже уехал.
По версии Геннадия, Александр сам предложил отдать телефон приятелю Швецова в качестве залога, так как не мог вернуть денежный долг.
По словам Мударисовой, следователи сначала возбудили дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). Как рассказал Геннадий Швецов, после задержания 4 октября трое оперативников жестоко избили его в отделе полиции, требуя сознаться в хищении телефона. «Один из полицейских нанес мне удар в область паха ногой, от этого удара я упал. Я испытывал дикую боль внизу живота и в паху. Пока я находился на полу, другие сотрудники били меня ногами по спине», — приводит рассказ подозреваемого «Комитет против пыток».
Один из оперативников велел задержанному раздеться. «Он сказал, что будет «петушить», «поиграет в бутылочку» со мной», — вспоминал Швецов.
Друзей Геннадия тоже доставили в отделение полиции, и они видели, как бьют Швецова. Один из них согласился дать нужные следователям показания. Когда в отделе появились родственники Швецова с адвокатом, полицейские вежливо сообщили им, что «произошла ошибка», и отпустили подозреваемого.
На следующий день судмедэксперт зафиксировал у Швецова травмы: кровоподтеки и ссадины на голове, шее и груди. По этому факту сотрудники СК РФ возбудили дело о превышении должностных полномочий.
Отец и дядя Швецова жаловались, что им поступали предложения отозвать заявление об избиении подростка в отделе полиции и «урегулировать вопрос». Однако они решили добиваться справедливости.
15 ноября у Швецовых прошел обыск. В ходе него был изъят резиновый тренировочный пистолет отца Геннадия. После этого Александр изменил показания, заявив, что ему угрожали пистолетом, добавила Мударисова.
Потерпевший также стал утверждать, что он не добровольно сел, а его «затолкали» в машину. «То есть он свои объяснения полностью изменил, и дело переквалифицировали с мошенничества на разбой, и проходивший свидетелем Швецов стал подозреваемым», — отметила Мударисова.
Она добавила, что сейчас в оренбургских СМИ «разворачивается травля» Швецова. «Они выворачивают ситуацию так, что преступник жалуется на подзатыльники полицейских, так, мол, ему и надо. Мы знаем, к чему приводят такие дела», — заключила она.
Отец Геннадия, Виталий Швецов, уверен, что уголовное дело в отношении его сына сфабриковано.
В середине января 2022 года стало известно, что бывший офицер ФСБ, 29-летний Илья Кирсанов, который во время обыска вставил ствол карабина в задний проход предпринимателю Игорю Саликову, вышел на свободу. Он отсидел менее 2 лет и 4 месяцев из положенных 4 лет.
В 2019 году офицера ФСБ Кирсанова признали виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия, оружия и причинением тяжких последствий (п. «а», «б» и «в» ч. 3 ст. 286 УК). Позднее суд отказался смягчать ему приговор по апелляции. Однако позже Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области заменил четыре года колонии общего режима на год и 10 месяцев ограничения свободы.
Как сказано в постановлении суда, ему смягчили наказание на основании положительных характеристик из колонии, «активной позиции по исправлению» и признания вины. У бывшего силовика также есть поощрение от начальника отряда кировской ИК-5.