Алексей Навальный, находящийся в колонии под Владимиром, в годовщину своего отравления «Новичком» написал колонку о важности борьбы с коррупцией. Статью оппозиционера опубликовали британская The Guardian, немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung и французская Le Monde.
«Ровно год назад я не умер от отравления химическим оружием, и, кажется, немалую роль в том, что я выжил, сыграла коррупция. Поразив государственную систему России, коррупция поразила и спецслужбы. <...> Когда высшее руководство страны занято рэкетом и вымогательством у бизнеса, качество спецопераций [ФСБ] неизбежно страдает»,— начал Навальный.
По его словам, политический режим, основанный на коррупции, может выполнять только «простые задачи». Первое, что берут под контроль «автократы, которые хотят ограбить свой народ», — судебная система, работающая по принципу «услуга за услугу». «Вот почему, когда я вернулся в Россию после лечения, меня прямо с самолёта отправили в тюрьму. В этом нет повода для радости, но, по крайней мере, у меня теперь есть время читать мемуары мировых лидеров», — отметил он.
В своих мемуарах политики обозначили вопросы «большой повестки» (война, бедность, миграции, изменение климата, оружие массового поражения), среди которых либо вовсе нет, либо редко встречается борьба с коррупцией. Эта проблема считается «проблемой второго плана» и фигурирует только в рассказах мировых лидеров о своих предшественниках, указал Навальный.
По его мнению, коррупция мешает найти решение проблем «большой повестки», поэтому должна стать приоритетной — в том числе на саммитах. При этом Навальный признал, что тема коррупции сложна для обсуждения, поскольку подразумевает переход на личности. «Предположим, вы обсуждаете с Путиным Сирию и кибератаки. Всем кажется это интересным и понятным. <...> А теперь представьте себе встречу с Путиным по вопросу коррупции. <...> Самого богатого лидера, который обокрал свою страну, приглашают обсудить, как справиться с проблемой самого себя. Очень сложно, очень неудобно», — подчеркнул оппозиционер.
Коррупция давно перестала быть проблемой лишь авторитарных стран (от России до Венесуэлы), она почти всегда является одной из основных причин глобальных проблем, с которыми сталкивается Запад, указал Навальный. Война в Украине — месть Путина за антикоррупционную революцию, свергнувшую Януковича, а миграционные кризисы связаны с бедностью, которая в свою очередь также вызвана коррупцией, написал оппозиционер.
По словам Навального, в борьбе с коррупцией должны принимать участие западные лидеры, поскольку «в 90% случаев украденное хранится на Западе». Из источника безграничных возможностей коррупция должна стать обременительной помехой для части элиты, окружающей автократов, указал он.
Для этого Навальный выделил пять шагов борьбы с коррупцией. Запад должен сформулировать категорию «стран, поощряющих коррупцию», что позволит принимать единые меры против групп стран, а не вводить санкции против отдельных чиновников. Основной мерой для этих стран должна стать «принудительная прозрачность», указал Навальный. Речь идёт о публикации всех документов по госконтрактам между иностранными компаниями и их партнерами из стран, «представляющих коррупционные риски».
«Вы работаете в госкомпании с высоким риском коррупции и хотите купить виллу на французской Ривьере? Хорошо, пожалуйста, но вы должны знать, что вся информация о сделке будет общедоступной. Хотите иметь дело с чиновником в Минске или тетей российского губернатора? Нет проблем, но вам придётся опубликовать все документы, вы больше не сможете скрывать взятки, которые платите через “регионального представителя” или “местного партнёра”», — написал оппозиционер.
Кроме того, Навальный предложил ввести санкции против олигархов из близкого окружения Путина, иначе «любая антикоррупционная риторика с Запада будет смотреться как пустая болтовня». Сегодня, по его словам, в санкционные списки ЕС и США попадают представители спецслужб, «о которых никто никогда не слышал», но там нет людей, в интересах которых они действуют. «Западу необходимо освободиться от мышления, по которому ярлык “бизнесмен” служит индульгенцией. Путинские олигархи <...> являются не бизнесменами, а лидерами организованных преступных группировок», — указал Навальный.
Ещё одним важным шагом оппозиционер назвал создание международного органа или комиссии по борьбе с коррупцией. Навальный отметил, что в США, Великобритании и Германии уже есть законы, позволяющие бороться с коррупцией в других странах, но «даже западные правоохранительные органы обращаются с коррумпированными иностранными чиновниками деликатно». «Все контракты, связывающие бывших или нынешних западных политиков с деловыми партнерами из коррумпированных стран, также должны быть открыты для общественного контроля», — заключил он.
Основателю Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) стало плохо 20 августа во время полёта из Томска в Москву. После посадки в Омске его госпитализировали в местную больницу, где он впал в кому. Спустя двое суток Навального перевезли на лечение в Берлин. Специалисты Бундесвера и эксперты из лабораторий Франции, Швеции и ОЗХО обнаружили в его анализах вещество «Новичок». Российские власти не признают, что Навальный был отравлен. The Insider и Bellingcat рассказывали о восьми сотрудниках ФСБ, которые причастны к отравлению оппозиционера. В январе Навальный вернулся в Россию после лечения в Германии. Его задержали в аэропорту, после чего суд заменил его условный срок по делу «Ив Роше» на реальный.