Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Авария Ан-28 под Томском произошла из-за отказа двигателей

The Insider

Аварийная посадка самолета Ан-28, который 16 июля приземлился в Томской области, произошла из-за отказа двигателей. Об этом рассказал 56-летний пилот Анатолий Прытков. Запустить двигатели вновь на большой высоте не удалось из-за обледенения.

В среду пресс-служба департамента здравоохранения Томской области распространила видеоролик, в котором Анатолий Прытков перед выпиской из больницы рассказывает о последних минутах перед аварийной посадкой. «Поднялись мы на высоту 2 450 м, у нас произошел отказ двух двигателей после выхода из облачности, - приводит слова летчика «Интерфакс». - В облачности присутствует обледенение, запуск двигателей производителем не рекомендуется. Мы вышли из облаков, приступили к запуску двигателей, но запуск не удался».

Экипаж несколько раз пытался запустить двигатели, но после снижения «до определенной высоты» летчики приняли решение совершать аварийную посадку. Они выбрали площадку для этого и предупредили пассажиров.

Болотистая почва сыграла роль подушки безопасности в автомобиле, рассказала пилот. Передняя стойка шасси зарылась в грунт, скорость упала до нуля, а затем воздушное судно перевернулось.

«Героем я себя не чувствую, - добавил Анатолий Прытков. - Потому что в данной ситуации, когда она так складывается, ты просто выполняешь свои функциональные обязанности. Плюс создалась аварийная обстановка, ты все равно ищешь пути выхода из данной ситуации, чтобы выжить. Если выживаешь сам, выживают и пассажиры».

По его словам, после аварийной посадки и эвакуации пассажиров необходимо было найти средства связи, чтобы обозначить свое местоположение.

«После опрокидывания самолета, скорее всего, сработал аварийный маяк, который передал спутнику информацию о наших координатах. И после эвакуации пассажиров мы нашли еще один радиомаяк, пытались его пустить в действие, но у меня возникли сомнения по поводу его работы», — пояснил Анатолий Прытков.

Он уточнил, что при аварийной посадке приборную панель засыпало болотной землей и мхом. Но радиостанцию все же нашли, включили в режиме маяка и стали ожидать аварийную команду на вертолетах, сообщает РИА «Новости». Через 2-2,5 часа «пришел вертолет, обнаружил нас, костер, дым для привлечения», сказал летчик. Затем началась эвакуация.

Ранее эксперты выдвинули версию, что причиной аварии стало обледенение двигателей самолета. Оба двигателя прекратили работу через 10 минут после взлета на высоте 2,8 тысячи метров. Специалисты полагают, что к этому времени воздушные винты и воздухозаборники двигателей покрылись льдом. «Образовавшаяся на статорных лопатках входных направляющих аппаратов ледяная корка нарушила поступление воздуха к компрессорам и привела к остановке турбин», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов.

Остановить и зафлюгировать двигатели Ан-28, по мнению экспертов, могла и автоматика в случае попадания в воздухозаборники кусков льда, отколовшихся с лопастей воздушных винтов и обтекателей. При этом в любом случае причиной всех проблем были неработающие или включенные слишком поздно противообледенительные системы самолета. В любом случае причиной всех проблем были неработающие или включенные слишком поздно противообледенительные системы самолета.

Если эта версия верна, то пилотам Ан-28 придется объяснять правоохранительным органам, почему защитные системы самолета не справились с ледяной коркой в воздухозаборниках. Позаботиться о безопасности пилоты обязаны еще на подходе к зоне возможного обледенения, к которой относят «облачность, туман, морось и снег с дождем» при температуре ниже +5 °С. От них требуется перевести в ручной режим и именно вручную активировать противообледенительные системы двигателей, «крыла и оперения», приемника воздушного давления, отвечающего за показания скорости и барометрической высоты машины, а также установить интенсивный режим обогрева стекол в кабине. Лишь после выхода из зоны возможного обледенения борьбу с ним разрешается доверить автомату. Производитель Ан-28 указывает, что отбор горячего воздуха на подогрев существенно снижает тягу двигателей, но даже в случае остановки одного из них запрещает отключать противообледенительные системы.

Пилоты имеют право отказаться от подогрева собственной кабины и салона, но единственный работающий двигатель, согласно руководству, должен обдуваться горячим воздухом даже при «экстренном покидании опасной зоны обледенения».

16 июля у самолета Ан-28 авиакомпании «СиЛА», выполнявшего рейс Кедровый - Томск, сработал аварийный маяк над Бакчарским районом Томской области, на борту было 19 человек, в том числе двое детей. Воздушное судно совершило жесткую посадку из-за остановки обоих двигателей. Все пассажиры и экипаж остались живы. Травмы получили 11 человек. Пилота с переломом ноги и пассажирку с сотрясением мозга положили в областную клиническую больницу. У девяти человек были диагностированы небольшие ушибы и легкие сотрясения, госпитализация им не понадобилась.

21 июля двое пострадавших были выписаны из больницы. В областном департаменте здравоохранения отметили, что пилот Анатолий Прытков может вернуться к работе через два месяца.

По факту жесткой посадки самолета возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).