Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Приговор крымским татарам — попытка запугать несогласных с оккупацией», — адвокат Николай Полозов

The Insider

Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил троих крымских татар, обвиняемых в создании и участии в Белогорской группе Хизб ут-Тахрир, к срокам от 13 до 18 лет. Один из них - Энвер Омеров - выступая с последним словом в суде, заявил: «Я и мой народ не совершали ничего, о чем должны сожалеть. Крым — наш дом и нам некуда бежать. Крымские татары — это наша национальность, ислам — наша религия. Мы невиновны. Мы не террористы. Все дело сфабриковано. Вину не признаем» (прочитать последнее слово Омерова целиком можно здесь). Адвокат Николай Полозов, который будет защищать Омерова на стадии обжалования, в разговоре с The Insider заявил, что дело сфабриковано и было заведено в рамках политики российских властей в оккупированном Крыму в отношении крымских татар.

Сроки абсолютно бесчеловечные и идут в той же колее, что и предыдущие приговоры крымским татарам за участие в запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». Конечно, этот приговор является абсолютно незаконным. Сами эти дела — и дело Энвера Османова, и предыдущие дела, связанные с крымскими татарами по подобным обвинениями — являются сфальсифицированными и сфабрикованными. Осуществляются они исключительно в рамках последовательной внутренней политики российских властей в оккупированном Крыму в отношении крымских татар. Поскольку крымские татары — это единственная значимая национальная группа, которая не приняла последствия оккупации, российская власть отвечает им взаимностью — репрессиями, абсолютно последовательными и жесткими, цель которых — запугать, заставить их молчать, не высказывать свою точку зрения относительно оккупации и, конечно, не думать о том, что Крым может быть «деоккупирован».

Защита будет приговор обжаловать. Для защиты нет абсолютно никаких иллюзий относительно того, как рассматриваются подобные дела в рамках российской юрисдикции. Практика показывает, что подавляющее большинство приговоров остаются в силе, может быть, с небольшими изменениями. Учитывая такие безумные сроки, которые выписывают этим людям, для них единственная возможность освободиться раньше — это заключить политические договоренности о передаче их Украине. Это создает ещё одну проблему. Фактически это означает повторную депортацию татар из Крыма. Они не смогут вернуться в Крым после подобного обмена. Их семьи тоже вынуждены будут уехать к своим близким, и этим российская власть достигает ещё одного необходимого для себя результата — вытеснения нелояльных крымских татар из Крыма.

Напомню, сразу после оккупации Крыма Госдума приняла федеральный конституционный закон, в соответствии с которым все люди, которые на момент оккупации проживали в Крыму и имели там регистрацию, автоматически становятся гражданами России. Те возможные гарантии, которые предоставляются иностранцам, включая консульскую помощь, на крымских татар не распространяются. Российские власти нарушают нормы международного права, в частности четверную Женевскую конвенцию, которая касается регулирования действий оккупирующей державы на оккупированной территории. Согласно нормам этой конвенции, крымских татар нельзя судить военными судами, что происходит, а также их нельзя вывозить за пределы оккупированной территории, а их перевозят для суда в Ростовскую область, а наказание они вообще отбывают во всех регионах, где есть колонии. Конечно, российские власти будут упирать на то, что «мы ничего не знаем, никакого международного права не существует, мы тут сами с усами».

Вряд ли ситуация, которая в настоящий момент существует, изменится немедленно, но ничто не вечно. В любом случае рано или поздно за эти нарушения прав человека, а иногда и преступления, надо будет ответить. На текущем этапе важно все тщательно фиксировать.