Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Сократить расходы на армию можно было бы, отказавшись от закупок неудачных вооружений, но они являются гордостью Путина» — Александр Гольц

The Insider

Министерство финансов подготовило проект реформы российской армии, который предусматривает сокращение штатной численности военнослужащих на 10%, сообщили «Известия». Речь идет примерно о 100 тысячах должностей, чья деятельность не связана с выполнением боевых задач: медиках, преподавателях, кадровиках, финансистах, юристах и тыловиках. Также ведомство считает, что нужно повысить возраст выхода на военную пенсию с 20 до 25 лет службы и исключить из законодательства норму о ежегодном увеличении военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции.

Военный эксперт Александр Гольц рассказал The Insider, что реализовать планы Минфина несложно, но сделано этого не будет, а реального сокращения расходов бюджета можно добиться за счет контроля над закупкой вооружений.

У дипломатов есть такой термин, «запросная позиция». В самом начале переговоров каждая из сторон выкатывает другой заведомо неприемлемое для неё предложение с тем, чтобы на каком-то уровне начать торг, как на базаре, и в конечном счете сойтись на какой-то точке компромисса. Если информация «Известий» соответствует действительности, то можно сказать, что Минфин выступил с совершенно запросной позиции. Представляется крайне маловероятным, что правительство и президент Российской Федерации согласятся с сокращением численности вооруженных сил на 100 тысяч человек. В принципе это сделать можно, потому что реальная численность вооруженных сил ниже штатной. Эксперты спорят, это 870 или 900 тысяч военнослужащих, но явно не миллион. В принципе, реализовать план Минфина можно довольно безболезненно, просто сократив те единицы штатного расписания, которые являются свободными.

Численность в миллион человек является неким фетишем для российской власти. Я потратил много лет, пытаясь выяснить, в чем этот сакральный смысл числа миллион, и внятного ответа не получил. Я думаю, что его и нет, но тем не менее, отступление от этой цифры было бы очень показательным шагом для российской власти, и я почти уверен, что она на такой шаг при нынешних обстоятельствах неспособна.

Что касается мер, которые реально ухудшат положение офицерского состава российских вооруженных сил — в частности, предложения о том, что офицеру нужно будет служить 25 лет, а не 20, как сейчас, — то это серьезно уменьшит количество желающих послужить Родине. Эти решения неизбежно отразятся и на параметрах службы для солдат-контрактников. Они связаны между собой.

Тут трудно говорить о реальных фактах, но по крайней мере нам регулярно сообщают о том, что в военные вузы выстраиваются огромные очереди абитуриентов. Уж точно таких очередей не устраивается на службу по контракту. Понятно, что принятие предложенных мер серьезно ударит по всем профессиональным военным. Каждый год мы слышим ворчание отставных офицеров, которых у нас называют «армейской общественностью», относительно того, сколь ничтожны получаемые ими пенсии. Минфин предлагает ещё уменьшить их пенсии еще сильнее, и я не уверен, что это получится.

По-видимому, все эти игры показывают, что дела бюджета обстоят не лучшим образом. Интересно здесь то, внес ли Минфин столь же радикальные предложения по другой части военного бюджета, а именно закупке вооружений. Если они хотят ограничиться исключительно статьями на содержание вооруженных сил, это все-таки булавки — довольно мелкие меры за исключением сокращения военнослужащих на 100 тысяч человек. Было бы интересно узнать, принимает ли Минфин участие в обсуждении реализации программы вооружения. Есть много очевидно не самых удачных проектов, на которых можно было бы сэкономить, но которые являются гордостью Владимира Владимировича Путина.