МВД России попросило пересмотреть целевой показатель смертности в ДТП. По поручению Владимира Путина, к 2024 году ведомство должно добиться снижения их числа до четырех смертей на 100 000 человек, однако МВД просит увеличить целевой показатель до 8,4 на 100 000. The Insider попросил координатора движения «Общество Синих Ведёрок» Петра Шкуматова объяснить, с чем связан такой пессимистичный настрой ведомства.
Те цели, которые были поставлены по уровню социального риска на дорогах, в целом по стране недостижимы из-за очень высокого уровня неравенства в экономическом развитии. Уровень административного давления на водителей достиг предела: мы видим, что сейчас в действительности радикальное влияние на смертность оказывает не поведение водителя за рулем, а качество дорог и их соответствие требованиям безопасности движения — наличие отбойников, искусственного освещения, а также качество автомобилей.
У нас для того, чтобы раскрыть тему влияния дорог на смертность, достаточно рассмотреть две дороги в Москве — самом безопасном городе в стране - Кутузовский проспект и Звенигородка, от ТТК до МКАД. Обе эти дороги имеют практически одинаковое количество полос, практически одинаковый скоростной режим, но на Кутузовском проспекте нет отбойника, а вместо него — полоса для депутатов и министров.
На Звенигородском шоссе за пять последних лет погибло в пять раз меньше людей, ранения получили в двадцать пять раз меньше людей, чем на Кутузовском проспекте. То есть одни и те же водители, одинаково пьяные, одинаково отвлекаются на телефоны, на одинаковых автомобилях... И на Звенигородке в пять раз меньше погибших и в двадцать пять раз меньше раненых.
Можно взять участок М-10 от Твери до Петербурга. На этом участке погибает в пять раз больше людей, чем на платной дороге М-11. Соотношение одно и то же. На М-11 нет ни одной камеры на этом участке. Тем не менее, другая дорога, построенная по всем современным требованиям безопасности, и о чудо — те же самые водители, на тех же самых автомобилях, едущие в том же направлении, вдруг начинают разбиваться в пять раз реже.
МВД не может влиять на строительство дорог. У нас только 10% протяженности федеральных дорог оборудовано отбойниками. И в итоге у нас на федералках каждый год шесть тысяч погибших в среднем. Что с этим может сделать МВД? Ничего.
МВД может только «дрючить» водителей. Чтобы выполнить эти майские указы, МВД осталось сделать одну вещь — полностью остановить движение транспорта. И вот тогда все будет безопасно. Им надо просто запретить автомобили и оставить только коммерческий транспорт по всей стране. Грузовой и легковой коммерческий транспорт даст как раз ту заветную цифру
Росавтодор строит современные дороги, но очень вялыми темпами — 200-300 километров в год на всю страну. Это настолько мало, что можно посчитать — только через 225 лет у нас все будет нормально с дорогами. МВД на это не может повлиять никак.
Есть ещё другой элемент безопасности — автомобиль. Если даже какой-нибудь банальный Ford Focus сталкивается в лобовую с ВАЗ 2106, то в Ford Focus у людей будут ссадины, царапины и ушибы, а в ВАЗ 2106 будут трупы. Это классика. Таких ненадежных машин у нас — треть парка. Погибает в них половина от общего числа. Очень может быть, что простой заменой автопарка и выкупом устаревших машин и отправкой их под пресс можно серьезно решить этот вопрос, но это к ГИБДД не имеет никакого отношения.
За автомобили у нас отвечает Минпромторг, а МВД у нас отвечает за другое. Возможности МВД в этом полностью исчерпаны. Дальше за все должны отвечать Минтранс и Минпромторг, но они сидят где-то сбоку, отворачивают голову и говорят: «Не, ну это все гаишники». А гаишники уже ничего не могут сделать.
Поэтому задача была изначально поставлена не тем людям. Надо было эту задачу поставить трем ведомствам, чтобы они отвечали вместе — Минтранс за дороги, Минпромторг за парк автомобилей, их сертификацию и так далее, а ГИБДД за соблюдение ПДД.