Группа членов Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной внесла в Госдуму пакет законопроектов, разработанных «в целях укрепления института семьи». Предлагаемые поправки запрещают трансгендерным людям менять информацию в графе «пол» в свидетельстве о рождении, что ставит под сомнение возможность смены паспорта и других документов, а также делает невозможным вступление в брак и усыновление детей. Кирилл Федоров, психолог-психотерапевт, сооcнователь движения «Психология за права человека», рассказал The Insider, что для трансгендерных людей новые изменения могут обернуться настоящей трагедией.
Наши законодатели не понимают, что речь идет про живых и реальных людей, у которых есть определенные потребности и нужды. Трансгендерность — это не какая-то игра, когда сегодня вот так захотел, а завтра передумал. Чтобы совершить трансгендерный переход, люди тратят очень много усилий и времени. Необходимость в совершении этого перехода возникает из-за гендерной дисфории, снижение которой может произойти только после того, как человек начинает проживать свою жизнь в предпочитаемом гендере. Переход может включать в себя определенные медицинские процедуры, а может и не включать, но практически всегда происходит юридический переход, т.е. смена гендерного маркера в документах.
Два года назад в России стало проще сменить этот гендерный маркер в документах, потому что Минздрав принял образец справки, с которой можно было обращаться и менять свидетельство о рождении, при том, что раньше это можно было сделать только через суд. Но сейчас может произойти резкий откат. Из того что прописано получается, что свидетельство о рождении остается в приоритете. Из этого непонятно, возможно ли будет поменять паспорт трансгендерным людям, либо создается такая ситуация, когда в паспорте стоит один гендерный маркер, а в свидетельстве о рождении другой. Это тоже какая-то странная и неопределенная ситуация. Я думаю, что так вышло потому что Мизулина и другие сенаторы вообще не вникли в то, как это все устроено сейчас. В целом, в России сейчас существует понятная и работающая процедура смены гендерного маркера, которой трансгендерные люди пользовались годами. Зачем туда влезать и разрушать выстроенную систему мне непонятно. Я думаю, что это просто было сделано в угаре борьбы с однополыми браками, и туда же попали и трансгендерные люди.
Один из самых диких моментов - это что трансгендерные люди, которые уже поменяли документы, в течение определенного срока должны будут их обратно поменять. Это трагедия и катастрофа для трансгендерного человека, когда очень много сил было потрачено на то, чтобы прийти к психологически комфортному состоянию, с которым ты можешь жить счастливо и тут без причины это все жестко отбирается.
Есть конечно трансгендерные люди, которые не меняют паспорт, но там самые разные причины. Например, потому что трансгендерный человек является родителем, и чтобы не было никаких сложностей с родительскими правами человек делает только социальный переход — меняет внешность, просит свое окружение называть его определенным именем и обращаться в предпочитаемом гендере, но в документах это никак не отражено. Кому-то просто не хочется заморачиваться с документами. Трансгендерные люди — это очень широкая группа с разными потребностями и разными представлениями о том, что им нужно сделать в рамках трансгендерного перехода. Да, некоторые не прибегают к этому, но это небольшая группа.
Насколько часто трансгендерные люди официально регистрируют брак выяснить невозможно. Если человек поменял документы, это просто разнополый брак. Мы не знаем бэкграунд человека — делал он переход или не делал. У человека женский паспорт и она выходит замуж — обычная российская семья.