Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"ЮНЕСКО на ближайшей сессии поставит вопрос о переводе Байкала в перечень Всемирного наследия под угрозой", - Greenpeace

The Insider

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект, который выводит строительство проекта Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений. В частности, он позволяет сплошную вырубку леса на Байкале. Перечень объектов инфраструктуры, под которые на Байкале можно будет проводить сплошные рубки леса, определит правительство. Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России, рассказал The Insider, какие опасения есть у экологов.

Один из самых негативных моментов этого законопроекта — вопрос, связанный с экологической экспертизой, она важна, иначе много где можно строить без всякой предварительной экологической оценки.

Для федеральных и байкальской природной территории была установлена такая норма, что до 31 декабря 2024 года экспертиза не будет проводится при модернизации объектов транспортной инфраструктуры — портов, аэродромов, железных и автомобильных дорог. Это очень плохо, потому что эти объекты наносят наибольший вред окружающей среде, особенно ценным природным комплексам. Это не распространяется на объекты, где это прямо запрещено законом, но это только заповедники и национальные парки, и то не все. На других территориях можно строить практически все что угодно и без всякой экологической экспертизы. То же самое касается и байкальской природной территории. Раньше это касалось только объектов Транссиба, а теперь и любых объектов транспортной инфраструктуры.

Отменяется запрет в законе «Об охране озера Байкал» на проведение сплошных рубок леса на центральной экологической зоне байкальской природной территории. Фактически это означает, что теперь центральная экологическая зона Байкала ничем не отличается от других наших территорий и там тоже можно построить почти что угодно — дорогу к поселку Хужир или какую-нибудь развязку и дополнительные пути к Транссибу, а это уже проходит совсем близко от Байкала. Если содержимое нефтехранилища прольется в Байкал, то никто предварительно это не оценит.

Байкал, помимо всего прочего, является ещё и Объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Принятие законов о Байкале, то есть специальных норм, которые будут отличать его от остальных объектов и ограничивать природопользование, является условием включения Байкала в список Объектов Всемирного Наследия. И сейчас этот законопроект может привести к тому, что комитет ЮНЕСКО на самой ближайшей сессии поставит вопрос о переводе Байкала в перечень Всемирного Наследия Под Угрозой. Это совершенно позорный факт, который характерен для стран, которые сознательно разрушают мировое наследие, которое находится на их территории, как делают Демократическая Республика Конго или Гондурас. Не хотелось бы, чтобы наша страна попала в этот список.