ФСБ РФ возбудила в отношении советника генерального директора «Роскосмоса» и бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова уголовное дело по статье «Госизмена». В ФСБ сообщили, что он подозревается в том, что работал на одну из спецслужб НАТО. По версии ФСБ, советник Рогозина собирал и передавал представителю спецслужбы одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. Сафронову грозит до 20 лет колонии. The Insider попросил его коллег и юристов прокомментировать задержание.
Глеб Черкасов, бывший начальник Ивана Сафронова в "Коммерсанте"
Задержание Ивана, конечно, неожиданность. Я уверен, что это уголовное дело связано с профессиональной деятельностью Ивана. С каким именно кейсом связано это дело, я не знаю, но таких журналистов как он практически больше нет. Надеюсь, он скоро окажется на свободе.
Буквально полтора месяца назад, в мае, агентство ТАСС со ссылкой на свои источник подтвердило информацию Сафронова о поставках истребителей Су-35 в Египет и начале исполнения контракта, о котором шла речь в статье Ивана.
Адвокат Владимир Жеребенков, защищающий американца Пола Уилана, осужденного за шпионаж
Иван Сафронов недавно был назначен советником главы «Роскосмоса», Рогозин — это чиновник такого уровня, что все его советники проходят тщательную проверку, и если бы на момент назначения по нему велась работа, то никто бы его не назначил. А это значит, что уголовному делу могли дать ход только недавно. Тогда еще более странно, что поводом могла стать его статья годовой давности.
Александр Гольц, военный эксперт
Те, кто рискует писать сегодня на тему обороны и безопасности Российской Федерации, находятся в очень тяжелом положении. Достаточно посмотреть наши документы, которые определяют, что относится к гостайне, а что нет, и можно увидеть без труда, что любую журналистскую публикацию на тему вооруженных сил можно подтянуть уж точно к разглашению гостайны, а при желании и к госизмене. При этом что конкретно относится к гостайне, определяется инструкцией, которая секретна. То есть, когда вы беретесь писать, вы не знаете, влезете вы случайно в гостайну или нет. Это сделано исключительно для того, чтобы был только один источник информации по вопросам безопасности и обороны — официальные органы. В этих условиях любой человек, который рискует писать об этом, априори ставит себя в очень сложное положение.
Да, он был советником Рогозина, и, наверное, его очень тщательно проверяли. Но ФСБ — это очень большая структура. Один проверяет по своим делам, и это не мешает другому отделу завести дело и вести его, не передавая информацию коллегам. Как мы знаем из последних событий, ФСБ сегодня — это та еще Воронья слободка.
Константин Ривкин, адвокат
Разгласить гостайну теоретически может любой. Я фамилию называть не буду, этот человек сейчас работает адвокатом. Он беседовал со своим сослуживцем, носителем секретной информации, и тот ему что-то такое рассказал, а он потом это сделал достоянием публики и в результате был привлечен к уголовной ответственности именно за разглашение государственной тайны.
Госизмена заключается в том, что это информация разглашается «сторонним товарищам».