Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"Если не проголосуешь - пеняй на себя". Украинских политзаключенных заставляли голосовать по поправкам к Конституции

The Insider

Украинский омбусмен Людмила Денисова заявила, что руководство некоторых учреждений ФСИН России заставляло политзаключенных украинцев с российскими паспортами голосовать за поправки к Конституции. Эту информацию The Insider подтвердили адвокаты крымских татар, обвиняемых по «делам Хизб ут-Тахрир». Их подзащитным ухудшали условия содержания, перекрывали воздух в камерах, проводили бесконечные обыски и угрожали, что если те не проголосуют, пострадают не только они сами, но и их сокамерники.

"Перекрыли вентиляцию"

Назим Шейхмамбетов, адвокат Шабана Умерова

Шабан Умеров - фигурант второго симферопольского «дела Хизб ут-Тахрир». Его задержали 27 марта 2019 года в ходе массовых облав в местах компактного проживания крымских татар. Сейчас он более года находится в следственном изоляторе №1 города Симферополя. Умеров - гражданин Украины, которого автоматически признали гражданином России после аннексии Крыма. «Для того, чтобы жить в Крыму с 2014 года людям необходимо российское гражданство, чтобы устраиваться на работу, получать пособие, платить налоги, организовывать бизнес и так далее. Здесь невозможно ни родиться, ни умереть без паспорта. Поэтому у людей нет другого выбора», - сказал его адвокат Назим Шейхмамбетов.

Шабан Умеров

По словам адвоката, начиная с 27 июня сотрудники СИЗО давили на Умерова, пытались заставить его принять участие в голосовании по поправкам к Конституции. Он отказывался. Ему сказали, что если он не согласится - ухудшат условия и ему, и его сокамерникам. Несколько раз обыскивали камеру, где он сидит, после чего закрыли форточку в двери. «В камере нет вентиляции, только одно окно на улицу. Во входной двери так называемая «кормушка» и когда окно и «кормушка» открыты, создается сквозняк, циркуляция воздуха, а когда один из источников перекрыт, движения воздуха нет и в камере просто невозможно находиться. После того, как мой подзащитный в очередной раз отказался голосовать, на следующий день им закрыли «кормушку», у него регулярно возникали проблемы с сердцем», - рассказал Шейхмамбетов.

Однако, несмотря на давление, Умеров так и не проголосовал.

Адвокат Умерова рассказал, что направил обращение к омбудсмену Крыма Ларисе Опанасюк и жалобу на имя прокурора, который следит за соблюдением законности в исправительных учреждениях в СИЗО.

"Не проголосуешь - пеняй на себя!"

Эдем Семедляев, адвокат Сейтумера Сейтумерова

Сейтумер Сейтумеров - брат Османа Сейтумерова, их задержали в один день.  Сейтумеру тоже предъявили обвинение в терроризме. 25 июня его направили на стационарно-психиатрическую экспертизу, хотя по статье, по которой он проходит, 205, это не является обязательным. «Мы это называем «советской психиатрией», следователи ФСБ специально ребят через такую унизительную процедуру проводят. Процедура проходит от трех до четырех недель, двадцать один или двадцать восемь дней», - рассказал адвокат Сейтумерова Эдем Семедляев.

В больнице Сейтумерова сразу же попросили написать заявление о том, что он хочет там проголосовать. «Он отказался писать, тогда ему сказали: «Если ты отказываешься, напиши по поводу этого заявление». Он пишет в заявлении, что он политзаключенный мусульманин и гражданин Украины, который не желает участвовать в каких-либо российских голосованиях. На что врач, которая проводила у него данную экспертизу, очень рассердилась и сказала, что так нельзя писать, надо просто фамилию, имя и отчество. Он сказал: «Я не в первый день так пишу. Я и до этого писал так, и у вас буду так писать, и в будущем планирую так писать в своих обращениях». Долго они требовали, чтобы он переписал, он отказался, и они сказали: «Тогда пеняй на себя». Я не знаю, что это значит, но вот с таким вот упреком они ушли», - сказал адвокат.

«Я был у него в ту пятницу, то есть неделю назад, планирую к нему завтра попасть если получится и узнаю, были ли какие-то по этому поводу ухудшения или санкции», - добавил он.

"Если проголосуешь, будет лучше камера"

Эмиль Курбединов, адвокат Тофика Абдулгазиева

Тофик Абдулгазиев также один из фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир», как и многие крымские татары он обвиняется по статье 205 («Участие в организации, признанной в России террористической»). Он находится в СИЗО №1 Симферополя. По словам адвоката Эмиля Курбединова, незадолго до выборов к Абдулгазиеву явилась делегация из шести человек - сотрудники и замначальника администрации СИЗО. Они пытались заставить его проголосовать. «Где-то месяца полтора назад, может быть чуть меньше, ему резко ухудшили условия содержания. Он содержался в более-менее приемлемой камере, и его резко начали переводить из камеры в камеру — без воды, очень маленькие и так далее, - рассказал адвокат. - Мы не знали, с чем это связано. Все стало ясно, когда к нему пришли из администрации и стали уговаривать его пойти и проголосовать. Он отказался. В следующий раз ему принесли бумаги на подпись, он опять отказался. В понедельник пришли еще раз, на этот раз вшестером. Он разговаривал с ними больше часа и весь разговор сводился к тому, чтобы он пошел и проголосовал. Он им пытался объяснить, что не может этого сделать по всем своим убеждениям и привел свои доводы. Они ему сказали: «Если проголосуешь, твои условия содержания сразу же улучшатся»».

«Они не угрожали, просто сказали: «Твои условия содержания поменяются, будешь сидеть в самой лучшей камере, которая здесь есть». Он все равно отказался и сказал, что не может голосовать и не будет этого делать. Потом они сказали: «Ладно, ты не голосуй. Ты просто зайди в комнату, куда мы тебя приведем, возьмешь бумажку, опустишь бумажку. На ней ничего не надо ставить, писать. Мы просто снимем на камеру эту процедуру». Он сказал, что не согласен на это», - сказал Курбединов.

«Мой подзащитный более-менее имеет авторитет там. На него многие смотрят, и он достаточно коммуникабельный человек. Если бы он это сделал, то это могло бы повлиять на других. И поэтому они подошли к нему не с точки зрения угроз, а с поощрений. Подготовились к этому за месяц», - отметил адвокат.

"Вам паспорт дали российский? Вот и голосуйте!"

Эмине Авамилева, адвокат Османа Сейтумерова

Осман Сейтумеров - политзаключенный, фигурант третьего бахчисарайского «дела Хизб ут-Тахрир». 25 июня 2020 года его доставили на судебно-психиатрическую экспертизу в Крымскую республиканскую клиническую психиатрическую больница № 1 им. Н.И. Балабана.

«Как только его оформили, один из сотрудников администрации больницы сказал ему: «Вам будет предоставлена возможность проголосовать. В нашем отделении есть избирательный участок и дееспособные граждане могут осуществить свое волеизъявление. Вы можете сделать выбор и проголосовать».  - рассказала адвокат политзаключенного Эмине Авамилева. - Перед этим у него уточнили, гражданином какой страны он является. Сейтумеров сказал, что он гражданин Украины, на что представитель администрации больницы возразил: «У вас же есть паспорт гражданина Российской Федерации». Сейтумеров ответил ему, что паспорт он получил вынужденно, поскольку живет в Крыму, и ему этот паспорт нужен для осуществления своих жизненно важных социальных потребностей. Тогда сотрудник больницы начал говорить по-другому: «Вот если вы сейчас не проголосуете, вы же понимаете, что по месту вашей регистрации ваша возможность будет использована другими, может быть даже фальсификация». То есть, за него там проголосуют по месту регистрации в Бахчисарае. Он сказал, что он на выборы исходя из своих религиозных убеждений никогда не ходил, а тем более сейчас, в этом статусе и учреждении. В статусе политического заключенного он этого тем более не собирается делать».

По словам Авамилевой, Сейтумеров написал заявление на имя администрации больницы с просьбой исключить его из списка избирателей и подписал: «Сейтумеров Осман Шукриевич, крымский политический заключенный», на что другой сотрудник медучреждения возмутился и сказал: «Что это за статус у вас такой — политзаключенный? Перепишите заявление, просто подпишите фамилию, имя и отчество». На что Сейтумеров ответил, что его преследует российское государство из-за его политических и религиозных убеждений. Поэтому он сам себя считает политзаключенным и таковым его признали российские и международные правозащитные организации. «После такого категорического заявления они от него отстали», - рассказала Авамилева.