Спикер Госдумы Вячеслав Володин и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о регулировании дистанционной и удаленной работы. Об этом сообщает пресс-служба Госдумы.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «пандемия COVID-19 выявила проблемы российского трудового права, состоящие в его недостаточной гибкости и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях». Сейчас в Трудовом кодексе прописано лишь понятие дистанционной работы. К нему авторы законопроекта предлагают добавить понятия «временная дистанционная (удаленная) работа» и «комбинированная дистанционная (удаленная) работа».
Режим удаленной работы предлагается вводить на основании как минимум трех факторов — соглашения сторон, производственной необходимости или обстоятельств непредвиденного характера.
Еще одно нововведение касается непосредственно занятости дистанционных работников. Если законопроект примут, уволить их станет сложнее. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает, что увольнение таких сотрудников по инициативе работодателя производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Таким образом, уволить работника на дистанционке могли из-за того, что у работодателя нет для него достаточного объема работы или иных причин, которые определял сам работодатель. Эту ситуацию авторы законопроекта называют в пояснительной записке дискриминацией и предлагают исключить.
О том, насколько актуален этот документ сейчас, The Insider рассказал профессор кафедры Экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Журавлев.
"В каждом отдельном случае нужно рассматривать работу по-разному. Если есть возможность не снимать офисное место и работать на удаленке — то почему бы не работать? Это только повышает эффективность. Но есть такие работы, которые требуют личного присутствия, например, образование или здравоохранение. Они требуют личного присутствия, потому что там предмет труда — человек.
Итог — это результат, эффективность. По ней надо оценивать. Но здесь возникает вопрос того, что освободится много рабочих мест, недвижимости. Финансовым структурам, например, страховщикам — там, где работа идет чисто с информацией — для них это полезно.
На самом деле, специального закона для того, чтобы это работало, не нужно. Все равно это должно быть прописано в трудовом договоре, и нынешнее трудовое законодательство позволяет это сделать. Можно сказать, что это дополнительная охрана труда людей, но если это и так есть в договоре, то трудовой инспекции можно это все предъявить. И так слишком много документов принимается, которые потом не разберешь — зачем это нужно, где и так далее. Лучшее — враг хорошего", — уверен эксперт.