Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"Россия торгует оружием себе в убыток" - Александр Гольц о резком падении доходов от экспорта ОПК

The Insider

Количество поставляемых Россией на экспорт вооружений и военной техники резко снизилось на фоне пандемии, подсчитало РБК. Экспорт из России под кодом SSSS (скрытые категории таможенной статистики, под которыми проходит вооружение) снизился на 36% по сравнению с тем же периодом годовой давности, а в денежном эквиваленте - на $912 млн (с $2,5 млрд до $1,6 млрд). Сильнее всего снизились поставки в Египет и Китай, а в Саудовскую Аравию прекратились почти полностью. Независимый военный эксперт Александр Гольц объяснил The Insider, что международные контракты России и раньше не отличались рентабельностью, а пандемия коронавируса дополнительно ударила по ним из-за не состоявшегося имортозамещения.

Как ни заявляли руководители оборонно-промышленного комплекса на специальных встречах с Владимиром Владимировичем Путиным, что работа идет непрерывно и замечательно, все-таки пандемия вносит свои коррективы. Интенсивность выполнения иностранных оборонных заказов объективно должна была уменьшиться. Руководство ОПК заявляло, что импортозамещение достигло небывалых высот, но на деле Россия активно использует иностранные комплектующие в военном производстве. В связи с пандемией сообщение с другими государствами стало чрезвычайно затруднено. Вот эти два обстоятельства сыграли свою роль. Кроме того, из-за пандемии замедлилось банковское обслуживание, что тоже внесло лепту.

Проблема в том, что так называемое военно-техническое сотрудничество с другими государствами — это фактически черная дыра. Та единственная информация, которую мы получаем — это две цифры раз в год от руководителя Рособоронэкспорта: объемы исполненных контрактов в текущем году (которые уже несколько лет колеблются на уровне $13-15 млрд) и ещё более фантастическая цифра — общий портфель заказов (в районе $50 млрд). Возможности проверить эти цифры нет.

Рособоронэкспорт и военно-промышленная комиссия никогда не говорят главного, а именно — насколько рентабельны и эффективны эти заказы. Только один раз, году в 2007-м, на авиасалоне «Макс» Путин созвал авиационных начальников (видимо, был очень раздражен) и стал кричать на них, мол, почему иностранные заказы неприбыльны. И тем самым он открыл страшную тайну – они неприбыльны!

Это секрет, о котором все догадывались, — России удается заключать такие контракты за счет ценового демпинга. Это означает, что они в лучше случае болтаются на уровне самоокупаемости. Например, в отношении Венесуэлы и некоторых других стран действовали еще советские схемы — очередной борец за дело социализма заключает контракт на огромное количество российских вооружений, после чего российское государство выдает ему кредит и из этого кредита деньги перечисляются предприятиям, которые эти вооружения производят. Вооружения-то поставляются, но в стране иногда случается революция, и деньги пропадают.