Тверской районный суд арестовал журналиста Илью Азара на 15 суток за одиночный пикет в поддержку администратора паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова. После Азара были задержаны член «Открытой России» Татьяна Усманова, активист Максим Кондратьев, главред «Таких дел» Анастасия Лотарева, фотограф Виктория Ивлева, журналист Михаил Фишман, главреда «Медиазоны» Сергей Смирнов, а также журналисты Илья Васюнин, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев. Все они вышли на одиночные пикеты у здания МВД на Петровке в знак протеста против ареста Азара. Как рассказал The Insider координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, к задержанным не пускают адвокатов.
Что касается самого Тверского ОВД, то там ситуация следующая. Адвокатов не пускают в комнату задержанных, ссылаясь на то, что для начала задержанные должны написать объяснение. Довольно странная версия о роли адвокатов и прав задержанных в данном случае. Видимо, в Тверском ОВД какой-то свой КОАП.
Предварительно по сегодняшним задержаниям: часть 5 статьи 20.2 КОАП [Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования]. Как-то неверно полиция понимает все запреты, установленные мэром Москвы в связи с режимом повышенной готовности к коронавирусу. Там есть запрет на проведение публичных массовых мероприятий. Дело в том, что одиночные пикеты не попадают под понятие массовых мероприятий, и они не требуют согласования с властью. Запрета на одиночные пикеты в указе мэра Москвы нет, поэтому столько негодования тех, кто сегодня вышел на эти пикеты. Основная претензия – на основании чего суд вынес постановление об аресте Ильи Азара? Получается, что запрета на одиночные пикеты нет. Неверно используется указ мэра Москвы и неверно трактуется КОАП.
Так же, как и в законе 54, который регулирует порядок проведения публичных мероприятий в Российской Федерации, тоже нет никаких требований к согласованию с властями этих одиночных пикетов.
Вот такая спекулятивная трактовка законодательства и иных нормативно-правовых актов в период пандемии коронавируса.
Как правило сами сотрудники полиции не соблюдают никакие санитарные правила, которые указом и были установлены. У нас был отдельный предмет разбирательства, писали жалобу в Роспотребнадзор – там не было разметки, обозначающей дистанцию между людьми в помещении. Основная претензия была в том, что людей за нарушение режима самоизоляции задерживают и везут в битком набитом автозаке или автомобиле, всех вместе держат, кто-то, кто идет под арест, ночует в отделе полиции. Там тоже никакой речи о самоизоляции и санитарных нормах нет.
Уже сейчас нарушается право на защиту привлекаемых к ответственности и права адвокатов, которые имеют право в соответствии с законом об адвокатуре и адвокатской деятельности беспрепятственно общаться со своими подзащитными без ограничений по времени.
С момента задержания адвокат должен начинать выполнять свои функции – как задержанному себя вести, как говорить, что писать и так далее. Адвокат уже здесь должен их консультировать, а полиция схитрила: они ждут, пока люди сами напишут объяснение, и только потом готовы пустить адвокатов. В этом уже есть нарушение, потому что объяснение человек, который не обладает юридическими знаниями, может дать ошибочное.
Пока выкручиваемся. Адвокаты вынуждены в мессенджерах консультировать своих подзащитных о том, что писать. Пока так, а дальше будет видно.