Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Эксперт о возобновлении производства Boeing 737 MAX: После пандемии авиакомпании будут отказываться от больших самолетов

The Insider

Boeing возобновил производство лайнеров 737 MAX, приостановленное после двух авиакатастроф, в результате которых погибли 300 человек. Кроме того, компания объявила о сокращении 10% сотрудников в условиях резкого снижения спроса на самолеты во время пандемии коронавируса. Генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко рассказал The Insider, почему понадобилось возобновлять производство лайнеров и как в целом пандемия влияет на авиарынок.

Для возобновления полетов Boeing 737 Max сейчас не самое лучшее время. Дело в том, что Международная ассоциация воздушного транспорта посчитала, что воздействие COVID будет ощущаться минимум до 2024 года, а может быть и до 2025 года при неблагоприятном сценарии.

За предыдущие два месяца в Европе было перевезено столько же пассажиров, сколько за это же время перевозил только аэропорт Дублина. Можно представить себе – 90% пассажиров потеряно для гражданской авиации за время воздействия коронавируса. Возврат в разряд действующих воздушных судов Boeing 737 Max произойдет нескоро. Авиакомпании сейчас пытаются отказаться от заказов, которые были сделаны в свое время. Boeing уже объявлял на прошлой неделе о сокращении рабочих мест, но тем не менее буквально на днях прошла информация о том, что производство этих самолетов будет возобновлено.

Нужно отметить, что Федеральное управление гражданской авиации США еще не дало разрешение на возобновление полетов на этом самолете. Можно воспринимать это возобновление производства как некий рычаг давления на ведомство с тем, чтобы решение было выдано в ближайшее время.

Этот вирус во многом изменил гражданскую авиацию. Мы еще не ощущаем последствия, только видим, что закрыты границы, резко сократилось количество внутренних рейсов. Я живу недалеко от одного из московских аэродромов и там непривычная тишина. Я никогда не замечал шума самолетов, потому что это было постоянным фоном, а тут я слышу тишину и это несколько удручает. Хотелось бы, чтобы самолеты летали.

Скорее всего нас ждет отказ от крупных самолетов, таких как Airbus A380, самого большого пассажирского самолета в мире. Скорее всего изменится структура авиационных сообщений и теперь мы не будем летать региональной авиакомпанией из своего небольшого городка в крупные авиационные хабы и оттуда на небольшом самолете в аэропорт, который нас интересует. Скорее всего будут полеты из точки A в точку B, минуя все эти дополнительные места. Это потребует большего количества современных самолетов, в первую очередь экономичных, вместительных, которые помогут справиться с отказом от самолетов-гигантов, как A380 и помогут построить новую инфраструктуру авиационных перевозок. Мне кажется, что это все нас ждет.

Далее, та же самая IATA сейчас разработала два различных сценария возобновления полетов – базовый и пессимистический. В базовом сценарии подразумевается открытие внутренних перевозок, а не международных. Скорее всего международные перевозки будут открываться только в конце третьего квартала этого года или позже.

В соответствии с базовым сценарием IATA ожидает, что к 2021 году спрос в мире на пассажирские перевозки все равно будет на 24% ниже, чем в прошлом году. Вряд ли все восстановится в тех объемах, что были до пандемии. IATA по базовому оптимистическому сценарию не ожидает превышения уровней прошлого года вплоть до 2023 года. Это очень серьезный удар по гражданской авиации. Экономисты во всем мире считают базовым двигателем возобновления экономики именно гражданскую авиацию. В нашей стране к этому еще не пришли.

По базовому сценарию ожидается, что после открытия международных рынков и восстановления экономик последует рост объемов перевозок с низкой точки 2020 года, но даже к 2025 году ожидается, что общее количество пассажиро-километров будет на 10% ниже, чем в предыдущем прогнозе. Все прогнозы развития гражданской авиации в ближайшие 5 лет будут пересматриваться в сторону уменьшения.

Пессимистический сценарий состоит всего из двух пунктов. Он базируется на замедлении восстановления экономик и снятия ограничений на полеты с продлением самоизоляции на третий квартал из-за вероятности второй волны вируса. Это еще больше замедлит восстановление авиаперевозок. И второй пункт пессимистического сценария – всемирное выполненное количество пассажиро-километров в 2021 году может быть на 34% ниже уровня 2019 года и на 41% ниже нашего предыдущего прогноза на 2021 год. Удар по гражданской авиации очень серьезный.

Если мы вернемся к решению Boeing возобновить производство Boeing 737 Max, то это скорее всего игры с Федеральным управлением гражданской авиации США, потому что сейчас эти самолеты могут быть востребованы только там, где будут выходить из состава авиапарков крупные самолеты A380, а у авиакомпаний сейчас просто нет денег, чтобы приобретать новые самолеты или брать их в лизинг.