Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Профсоюз трудящихся мигрантов о решении открыть стройки: На объектах невозможно гарантировать соблюдение социальной дистанции

The Insider

C 12 мая в Москве заработают стройки и промышленные предприятия, которые были временно приостановлены из-за угрозы распространения коронавируса. Основная часть занятых на московских стройках — трудовые мигранты. Председатель центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов рассказал The Insider, что общее число рабочих на стройках может достигать сотни тысяч людей, что, конечно связано с риском дальнейшего распространения болезни, однако в нынешней ситуации другого выхода нет, поскольку все эти люди уже больше месяца остаются без работы, а многие из них до сих пор не получили деньги, заработанные до пандемии. 

Я могу предположить, что для рабочих нахождение на стройках более опасно, чем сейчас, когда они находятся в съемных квартирах с постоянными контактами и не выходят за пределы своего проживания. Как будет на стройке? Тот, кто хотя бы раз был на стройке, понимает, что требования соблюдения социальной дистанции в метр, полтора, два метра невозможно обеспечить. Главное требование на стройке — это техника безопасности. Если эти два требования приходят в противоречие, то технику безопасности нужно соблюдать в первую очередь.

Безусловно, будет какое-то количество заболеваний. Мы очень надеемся, что это не будет носить взрывной характер. Многое зависит от руководства строительных компаний — например, доставка своих работников на строительный объект. Если это доставка из одного общежития и на одну строительную площадку, то можно предположить, что это не так опасно, потому что это люди, которые вместе проживают и работают, здесь нет новых контактов.

Другое дело, что на стройке они встретятся с прорабом, мастером, начальником участка, которые не живут с ними в общежитии и могут быть носителями инфекции. Тогда они дружно подхватят инфекцию.

Сейчас это вынужденная мера. Болезнь болезнью, а голод голодом. Сколько нужно находиться в этом режиме изоляции? До прихода вакцины? Кто-то говорит, что вакцина будет зимой, а кто-то говорит — следующим летом. Терапии этого вируса нет. Должен появиться коллективный иммунитет после того, как половина популяции переболеет. Как нам сказал сегодня мэр Москвы Собянин, «переболело 2–2,5% москвичей». Это далеко не половина.

На стройках Москвы сейчас работают десятки тысяч мигрантов. Может быть, 100–200 тысяч иностранных работников заняты в строительном секторе. С началом самоизоляции никто не уехал домой, в основном все они остались здесь. Кто-то попытался уехать еще до объявления режима повышенной готовности, но как только этот режим объявили, были закрыты границы. Среди тех мигрантов, кого мы опрашиваем, 20–25% хотели бы уехать, когда снимут карантин и откроют границы. Они не будут искать здесь работу, а купят билеты и уедут к себе на родину. Это очень эмпирическая оценка, но даже если будет так, то нам нужно быть готовыми к тому, чтобы обеспечить этих людей возможностью выехать.

В Москве 20% от одного миллиона мигрантов — это 200 тысяч человек. Можно себе представить, сколько надо самолетов, поездов и автобусов для того, чтобы эти люди уехали.

Говорить о нарушениях прав мигрантов или какой-то дискриминации во время самоизоляции я не могу, в наш профсоюз никаких жалоб и обращений не поступало. Старые, закоренелые проблемы, когда люди работают и не получают заработную плату, никуда не делись. Единственное — люди сейчас перестали работать, но по-прежнему ждут невыплаченную заработную плату.