Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«К такой нагрузке никто не был готов». Учителя о внезапном переходе на дистанционное обучение

The Insider

Из-за эпидемии коронавируса российские школы и другие учебные заведения перешли на дистанционное образование. Учителя из разных регионов рассказали The Insider, как они на ходу придумывают новые способы онлайн-обучения для школьников, и разошлись во мнениях об осмысленности этого формата ведения уроков.

Леонид Звавич, завкафедрой математики

Школа № 1567, Москва

Все это в новинку — и мы, конечно, оказались не готовы. Мы проводим электронные и дистанционные уроки, и то и другое по-своему работает, но есть очевидные трудности. В математике это, например, отсутствие досок. К счастью, у моих детей много электронных учебников, ими можно пользоваться и сейчас.

Выглядит все это так: в 10:00 у школьников начинается урок, им дается задание, в 10:45 они должны по почте переслать решение. Что касается контроля, я не вижу в этом большой проблемы. Если захотеть, можно обмануть учителя всегда, даже без интернета. Бояться этого бесконечно нельзя. Я даже телефоны и калькуляторы на уроках не запрещаю, надо пользоваться всем, что есть.

Наверное, каждый делает по-своему — и это правильно. Когда я прихожу на урок, у меня есть четкая методика, но в условиях дистанционного обучения, конечно, она не отработана. Она разрабатывается прямо сейчас. Может быть, это и есть школа будущего, но я сильно в этом сомневаюсь.

Есть старый анекдот: «Однажды профессор вместо себя поставил магнитофон и ушел, а на следующем занятии он принес свой магнитофон, поставил, студенты достали свои, включили и ушли». Это очень показательный анекдот. Технические средства надо использовать, они полезны, но это не должно быть бесконечным.

Тамара Эйдельман, учитель истории

Школа № 1567, Москва

У меня все проходит неплохо, но у меня два класса, мотивированные, занимаемся из дома, предыдущие две недели, пока не было занятий, тоже занимались. Иногда на урок в 11 классе приходит кто-то из десятого и это очень симпатично, такие новые сочетания.

В одном классе у меня 27 человек, в другом 19. Я уже научилась презентацию показывать в Zoom, тексты выводить на экран. Потом я даю задание, и они пишут в чате ответы. Домашние задания присылают по почте. Я понимаю, что, наверное, очень трудно так учить маленьких и далеко не всех так можно учить, но это хоть что-то.

Евгения Абелюк, учитель литературы

Лицей № 1525, Москва

Я такую работу над дистанционными курсами начала очень давно, еще в 2000-х. Я делала дистанционные курсы, привлекая своих коллег, по литературе и даже по мировой художественной культуре. Всемирный банк давал тогда на это деньги и довольно большие.

Был и другой опыт. В 2000–2010 годах видеоуроки и видеолекции записывал телеканал «Школьник ТВ», потом он стал каналом «Знания».

То, что происходит сейчас, — это возможности нового уровня, потому что сейчас уроки проходят в виртуальном пространстве, где учителя видят своих учеников. Когда я просто записываю текст и даю задания в электронной форме, дети могут играючи отвечать и все это может быть очень интересно, но это все равно не так живо, как та форма, которая используется сейчас. Сейчас можно обращаться онлайн к любому ребенку и видеть его, разговаривать с каждым, заполнять виртуальную доску. Кроме того, теперь есть множество профессиональных сообществ на Facebook, где люди выкладывают разные задания, придумывают их, это буквально становится копилкой, и таким образом они помогают друг другу. Наверное, стоит такие вещи делать не только во время карантина.

Екатерина Колесникова, учитель английского и французского

Школа № 10, Сургут

Сегодня закончился третий день нашего онлайн обучения. К такой нагрузке и такому авралу, который свалился на головы и учителей и детей, никто не был готов ни с профессиональной точки зрения, ни с технической. Это слишком штормовое событие, поэтому нужно было сначала провести занятия в пилотном режиме, хотя бы первую неделю, чтобы все успели привыкнуть.

Очень много информации, много вещей, которые мы физически не успеваем сделать, например, я преподаю в восьми классах и это порядка ста тридцати учеников средней школы. Плюс еще ребята сдают экзамены. То есть помимо основной нагрузки, которая составляет 28 часов, также еще обязательные консультации по подготовке к ЕГЭ. Не говоря уже о часах подготовки к этим урокам, потому что это совершенно новая реальность. На нас свалился огромный объем домашней работы, который нам скидывают посредством разных платформ, цифровых вариантов, потому что разный уровень детей, разные учебники, мы стараемся выбрать индивидуальный подход.

Пока все это мало похоже на что-то правильное. Во-первых, страдает здоровье педагогов и детей. Мы сидим по 10–12 часов перед компьютерами каждый день, а ведь у нас тоже семьи, дети и родные, и все на самоизоляции. Это достаточно жесткие рамки. Мы не жалуемся, просто этот процесс должен был быть отстроен постепенно, нельзя нагружать сразу таким объемом, это тяжело правильно переварить. И говорить о качестве предоставляемых образовательных услуг очень сложно. Должно быть все поступательно, правильно выстроено, может быть, стоит даже где-то уменьшить нагрузку, для начала понять, как это все работает.

Продолжать учебу нужно, уходить на каникулы нет смысла, потому что неизвестно, сколько еще все это продлится. Учебный год нельзя останавливать, но все-таки должны быть какие-то рациональные меры для педагогов, и чтобы на детей при этом не было такой нагрузки.

Сейчас отслеживание успеваемости будет поздним и не совсем объективным. Мы не можем дать контрольную, потому что нет уверенности, что дети не спишут. Как-то привыкаем, но очень тяжело. В разных регионах разные проблемы. Есть регионы, где у детей вовсе нет доступа в интернет, нет таких технических возможностей.

Уроки записываются, чтобы дети могли вернуться и посмотреть. Но некоторые ресурсы и сайты не выдерживают такой нагрузки. Например, уже второй день висит сайт МЭШ, и дети не могут зайти. Нам сказали искать какую-то альтернативу этому сайту и ресурсам, которыми мы пользовались с него. И много-много других моментов. Все это копится, и мы пока выстраиваем работу, но это все-таки непросто.

Эмма Сафиуллина, учитель английского языка

Гимназия № 39, Уфа

Нам удалось избежать аврала, потому что все каникулы наши коллеги осваивали технологии и готовились к переходу на дистанционное обучение. Поскольку было принято решение пролонгировать каникулы, это позволило достаточно мягко и конструктивно подготовиться.

Мы провели родительские собрания и подготовительные встречи с учащимися. Разработали электронные кейсы, были отредактированы и откорректированы точки планирования, были выявлены основные проблемы взаимодействия, учителя подготовили информацию о своих электронных адресах, были созданы электронные ящики для сбора информации, группы WhatsApp. В результате мы вошли в дистанционное обучение достаточно легко и спокойно.

В нашей гимназии были приняты два формата работы. Сначала мы подготовили по кафедрам разделение дней, чтобы дети понимали, в какой день какому предмету они должны уделить больше внимания. Затем, руководствуясь рекомендациями Министерства образования, мы оставили для детей привычный им формат расписания и просто выделили по одному ключевому предмету в день с обязательным соблюдением СанПиНа — не более двух видеоконференций, плюс электронные кейсы и общение в чатах. Кроме того, мы не отменили, а продолжаем внеурочную деятельность и даже курс дополнительного обучения.

Пока подводит только электронный журнал, ни одна другая платформа не подвела. Вчера министр образования республики попросил родителей, которые работают на удаленке, корректно использовать интернет в тот период, когда у детей происходит обучение

Максим Новиков,  учитель информатики и ИКТ

Школа № 145, Екатеринбург

У нас в Екатеринбурге проблем с дистанционным обучением нет. Я сам являюсь разработчиком одной из образовательных платформ. Понятное дело, что это новые условия, поначалу все этому сопротивлялись, но когда стало ясно, что альтернативы нет, все начали понимать, что надо выходить из зоны комфорта, искать возможность трансляции уроков в режиме онлайн для общения с детьми на совершенно другом уровне.

Детям, конечно, не хватает общения, чувствуется, что они хотят поговорить, даже с учителями. Скажем, урок, который должен идти 40 минут, обычно на этом не заканчивается и общение продолжается.

С интернетом пока все хорошо, больших проблем не наблюдаем. Да, бывает, что какой-то ресурс, например, электронный журнал, не работает, но это временные сложности, пятнадцать минут можно подождать в конце концов. Это не такая страшная трагедия, как можно представить.

Сергей Лебедев, учитель физкультуры,

Школа № 156, Нижний Новгород

У нас проходят дистанционные уроки физкультуры. Берем какой-то видеоурок готовый, дети смотрят, потом мы их тестируем и ставим оценки. Или мы детям предлагаем задание, например, посмотреть видео или что-то еще из этой серии, и они в конце делают упражнения в Google planet.

Вадим Муранов, учитель физики

Школа № 5, Ногинск

Я изначально эту идею считал в корне неправильной, потому что ни с технической, ни с методической стороны ничего не было готово, и не может быть готово за неделю. В этом смысле система дистанционного образования не продумана от начала и до конца. Смысл кидать детям разные тесты и потом их в огромном количестве через WhatsApp проверять? Я считаю это бредовой идеей совершенно.

Если у учителя есть возможность организовать занятия через Skype или Zoom, то тут еще можно как-то устроить видеоурок, но это может быть сделано как разовая акция, как что-то дополнительное, а делать это полномасштабно и каждый день — это значит посадить детей и учителей за компьютер непрерывно и безвылазно. Это полный бред, и я считаю, что просто нужно было спокойно закончить учебный год и все.

Я провожу уроки в Skype, общаюсь с ребятами через «ВКонтакте», высылаю им презентации. Видеоконференции пока не проводил, но буду. Нельзя требовать от учителя, чтобы он каждый день по 4–5 уроков в день проводил в режиме видеоконференции. Это технически сложно реализовать.

Сервисы уже рухнули от перегрузки трафика. Электронный журнал сутки не работал. Человек, который за него отвечает, что-то там промямлил непонятное по поводу авторизации.

Все это чушь полнейшая и пускание пыли в глаза. Ничего не было готово для этого — и не надо было начинать. Совершенно непонятно, зачем это делается, потому что в любом случае проконтролировать детей невозможно.

Подготовку к ЕГЭ и ОГЭ дистанционно точно не организовать. Никто в этой ситуации не может дать адекватный ответ, будут ли эти экзамены, когда и в какой форме. Возможно, ЕГЭ отменят и просто выставят оценки средние по четвертям для выдачи аттестатов, а уже сам экзамен будет при ВУЗе и гораздо позже — июль и август. Это было бы правильно, потому что последняя четверть явно провалена, и никакое дистанционное обучение не спасет.

Ярослав Артюхин 

куратор программы «Учитель для России» в Новгородской области

Школы по-разному переходят на дистанционное обучение. Кому-то это далось легче, кому-то сложнее. Есть сельские школы необустроенные, которые хорошо с этим справились, а есть школы городские, достаточно обустроенные, которые с этим справляются намного хуже. Говорить о том, правильно ли было устроить каникулы, очень сложно, потому что это сослагательное наклонение, невозможно предсказать эффект от этого решения.

Владислав Волков

директор Аликовской средней школы им. Яковлева села Аликово, республика Чувашия

Мы давно уже отрабатывали модель смешанного обучения и в целом довольны. Свои серверы школа уже держала и проблемы с зависанием не было у нас, так как часть программ реализована на собственных серверах. С электронными дневниками дружим с 2005 года и потихоньку готовились к системе удаленного обучения.

Часть компьютеров передали учителям и тем родителям, у которых много детей или просто нет компьютера. В результате на этой неделе всех охватим доступом к интернету — 729 учеников.

Федеральные серверы не выдерживают, но к этому мы тоже адаптировались — разделили график. Если, скажем, класс у нас нагружен с 9:00 и до 15:00, то после 15:00 серверы почти не загружены, и мы нашу работу сместили так, чтобы адаптироваться к перегрузкам, существующим в сетях.

Кто-то доволен, кто-то нет. Однозначно так не бывает, чтобы были довольны все. В первый день у нас учебные перегрузки пошли, немного перестарались с непривычки с дозировкой домашнего задания, теперь отработали этот момент, перевели на самоконтроль, больше стали использовать бумажные учебники, разгрузили девятые и одиннадцатые классы, чтобы их сориентировать на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. И ребенок в одиннадцатом классе счастлив — много времени на самоподготовку сейчас.