Новым министром культуры стала Ольга Любимова, ранее возглавлявшая в министерстве департамент кино. Кинокритик Виктор Матизен рассказал The Insider, что с назначением Любимовой можно связывать определенные надежды, но уход Мединского - это точно хорошая новость.
Что я могу сказать? Я с Любимовой лично не знаком, но ничего плохого до сих пор о ней не слышал, в том числе от знакомых, которые более пристально наблюдают за ситуацией в Министерстве культуры. Она молодая, она другого поколения, чем основной корпус министров. И это приятно. Она формировалась уже в новое время, у нее должны быть более прогрессивные взгляды, чем у Мединского, который старше ее лет на десять, наверное, а то и больше.
Плюсом является и то, что она происходит из театральной семьи – ее отец был крупным театральным педагогом, стало быть, она разбирается по крайней мере в театре, ну и в общем в искусстве, в отличие от Мединского, который в этом абсолютно не разбирался.
Главная радость – это не назначение Любимовой, а то, что мы избавились от Мединского, потому что худшего министра и худшего руководителя кинематографии у нас еще не было. То есть кое-какие надежды с ней можно связывать.
Почему? Ну, во-первых, в силу ее общего культурного уровня, во-вторых, в силу того, что каждый новый человек на месте, на котором сидел его предшественник, старается от него оттолкнуться, и, я надеюсь, что Любимова будет отталкиваться от самых худших качеств Мединского - от лизоблюдства перед вышестоящими, перед Никитой Михалковым, в частности.
Первое, что с моей точки зрения необходимо сделать, – уйти от практики отказа в выдаче прокатных удостоверений по требованиям чиновников. Сделать выдачу прокатных удостоверений автоматическим актом. Если Министерство недовольно фильмом, которому оно выдало удостоверение, оно должно подавать в суд на автора фильма. Иначе, чем в судебном порядке, запрещать ничего нельзя. Сейчас же это целиком и полностью положено на волю чиновников. Захотят они запретить картину – они ее запретят. Это цензура - самая откровенная и наглая, хотя Мединский неоднократно говорил, что никакой цензуры у нас нет. Однако можно назвать четыре или пять фильмов, которые они запретили, не выпустили в прокат.
Еще один важный момент – министр Мединский неоднократно говорил, что фильмы, направленные против государства, никогда не будут финансироваться Министерством культуры. Под этим он имел очень простую вещь: фильмы, которые хоть немного критикуют власть, не будут получать никакой государственной поддержки. И это, пожалуй, было хуже, чем прямой запрет, потому что сразу обескураживало большое количество режиссеров. Они понимали, что никогда не получат финансирования. Частный капитал тоже боялся. Они дадут деньги, Министерство культуры к этому ничего не добавит, потому что может расценить фильм как что-то такое плохое. Это отношение убивало частный кинобизнес.
Резюмируя: Любимова пока не сделала ни одного заявления, которое бы ее дискредитировало, если я правильно помню, а Мединский их наделал массу. Начиная с лишней хромосомы, где показал себя полным идиотом, и заканчивая заявлениями о том, что у нас нет цензуры.