Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утилизационного сбора на автомобили с 2020 года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
По данным издания, больше всего ставки вырастут в сегменте легковых автомобилей - в среднем на 110,7%. При этом машины с двигателем до 1 л пострадают меньше (рост на 46,1%), а машины с двигателем от 3,5 л - больше (рост на 145%) (в последнюю категорию попадают внедорожники и премиальные седаны).
Сбор на самый массовый сегмент машин - с двигателем 1-2 л - увеличивается почти на 112,4%. Автомобили этого сегмента широко производятся в России.
Так называемый утилизационный сбор нужен России, чтобы фактически не исполнять требования по снижению ввозных пошлин на автомобили после вступления в ВТО, считает шеф-редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов:
«Недавно де-юре мы исполнили требования и снизили порог таможенных пошлин до 15%. А де-факто — увеличиваем так называемый утильсбор, чтобы защитить отечественных автопроизводителей, которые тоже этот сбор уплачивают в бюджет, но потом получают обратно некие соразмерные компенсации. А те, кто ввозят машины или собирают их в России, но без заключения специальных инвестиционных контрактов, не получают. И безусловно, в теории повышения цен произойти не должно было бы, но на практике оно, увы, произойдет. И это очень плохо, потому что рынок и так находится, в общем, в достаточно низкой фазе. Поэтому автодилеры и автопроизводители были против этой меры, но, как мы видим, их не послушали», — заявил эксперт.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака изданию пояснили, что повышение утильсбора — это реакция на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты.
Как отметил в разговоре с The Insider автоэксперт Петр Баканов, рынок из-за введения этого сбора будет снижаться.
«Я бы привел статистику Ассоциации европейского бизнеса. Данные, например, за октябрь. Рынок новых автомобилей уже упал на 2,2% по сравнению с прошлым годом. Соответственно рынок так или иначе не может выдать тот ожидаемый уровень продаж, на который шел автобизнес. Кроме того, мы видим, что власти принимают совершенно бредовые решения, которые повлияют на то, что автомобильный рынок новых автомобилей просто схлопнулся. Это все происходит на фоне общей инфляции, которую мы наблюдаем буквально каждые 2-3 месяца. Производители выкручивают ценники. И они не соответствуют доходам населения. Естественно, рынок новых автомобилей после введения таких ставок утильсбора рынок будет снижаться», — заявил автоэксперт.
В проекте бюджета на 2020 год уже учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд рублей в 2020 году и в 48 млрд рублей в 2021 году. С импорта машин в 2020 году намерены собрать 77,3 млрд рублей.
Увеличение утильсбора может привести к повышенному росту спроса на автомобили в конце 2019 года, отметил в интервью The Insider автоэксперт Роман Гуляев:
"Утильсбор — это еще не вся цена. Повышение утильсбора на 112,4% еще не значит, что цена на автомобили вырастет на такую же величину. Но она повысится. Спрос на машины сейчас на очень низком уровне.
Машина, которая еще 2 года назад стоила 1,5 млн рублей, сейчас стоит 2,5 млн рублей. Цены выросли очень сильно. Ситуация довольно критичная".