Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что Киев может выйти из минских договоренностей. Он понимает, что это не понравится западным партнерам, но для украинских властей «Минск» - не самоценность. Ранее один из богатейших бизнесменов Украины Игорь Коломойский призвал порвать с Западом и восстановить отношения с Россией. The Insider попросил прокомментировать оба заявления директора Института мировой политики в Киеве Евгения Магду.
Честно говоря, меня удивило заявление господина Пристайко. Последние несколько месяцев на посту министра иностранных дел он работает вестником плохих новостей. Поскольку встреча в «нормандском формате» никак не складывается. министр отрабатывает различные комментарии по этому вопросу.
Я уверен, что Пристайко знает об одном очень важном факте. К минским договоренностям как к уникальному документу, который не подписывали главы государств, и который признан Советом безопасности ООН основой урегулирования конфликта на Донбассе, привязаны санкции против России. В первую очередь - санкции Евросоюза. И если Украина выйдет из минского процесса, то санкции против России никто не будет соблюдать, в этом просто не будет смысла.
На мой взгляд, минский процесс или нормандский процесс, который является своего рода надстройкой над минскими договренностямине имею на сегодня альтернативы. Альтернатива возможна, только если на нее согласится Россия. Мы же понимаем, что изменять формат переговоров можно только в том случае. если на это согласны все участники. Рассчитывать на какую-то кавалерийскую атаку, в которой мы обманем и «перекрутим» Россию, несколько наивно.
Мне неизвестно о существовании каких-то серьезных наработок по расширению нормандского формата. Владимир Зеленский в начале своего президентства говорил, что мы привлечем Соединенный Штаты, привлечем Великобританию. Но мы же видим, что ни тем, ни другим сейчас не до того. Попытки привлечь Китай или Польшу, которые выражали готовность присоединиться к нормандскому формату, не было.
К сожалению, мы видим, что российская сторона навязывает Украине свое видение урегулирования, понимая, что сегодня совпадают тактические интересы Путина и Макрона в оказании давления на Украину, чтобы как можно скорее закончить этот конфликт.
В существующей международной политике, к сожалению, принято заканчивать конфликт за счет слабейшего, а не за счет агрессора, и где-где, а в России об этом хорошо знают. Если этого не знает команда Зеленского, то мне остается только сожалеть об этом.
Что касается заявлений Коломойского, то он фактически отказался от образа самого патриотичного украинского олигарха, который он холил и лелеял с 2014 года. Уже полгода он говорит и о «гражданском конфликте» на Донбассе, и о том, что Америка заставляет нас воевать и не дает денег. Такое впечатление, что у него в офисе постоянно вещают российские пропагандистские каналы.
Я не знаю, просчитывал ли господин Коломойский эффект от своего заявления, но он нанес серьезный удар по двухпартийной поддержке Украины в Соединенных Штатах. Вы же понимаете, что шлейф его влияния на Зеленского (даже если этого влияния не существует в реальной жизни) никуда не денется, мы не можем его обойти.
Коломойский показал, что плевать хотел на украинские интересы, что для него важны интересы собственного кармана. На мой взгляд, это сигнал о том, что Украине необходимо деолигархизация, если она действительно стремится стать другой страной. Иначе команда Зеленского всегда будет встречаться с обвинениями в сотрудничестве с таким олигархом, который говорит, что через 5-10 лет «кровь забудется». Тот, кто говорит, что кровь забудется, плохо понимает происходящее в Украине, плохо знает украинскую историю.