Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

ПАСЕ поменяла регламент, чтобы Россия вернулась в организацию

Ива Цой

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, которая дает возможность вернуться российской делегации. Поправка запрещает лишать любую делегацию права голоса.

Поправка в регламент организации звучит так: «Права членов голосовать, выступать и быть представленными в Ассамблее и ее органах не приостанавливаются и не аннулируются в контексте оспаривания или пересмотра полномочий». За нее проголосовали 118 делегатов, против — 62, воздержались — 10.

Против резолюции ПАСЕ выступала, в частности, Украина. Глава комитета Верховной Рады по вопросам евроинтеграции Мария Ионова допустила, что после этого украинская делегация может приостановить свое участие в ПАСЕ в знак протеста. В МИД Украины назвали решение «недопустимой уступкой» России, а также обвинили страны-участницы Совета Европы в поощрении «агрессора».

ПАСЕ также разрешила утвердить полномочия российской делегаций на июньской сессии. По общему правилу делегации могут заявляться только в январе.

Ранее Москва заявила, что вернется в ПАСЕ, только если для всех делегаций будет гарантировано право голосовать, выступать и быть представленными в органах ассамблеи. Россия не участвует в сессиях ПАСЕ с апреля 2014 года, когда ее делегацию лишили права голоса из-за захвата Крыма и войны на Донбассе.

The Insider спросил у экспертов, почему ПАСЕ решила вернуть России полномочия.

Константин Добрынин, адвокат, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper:

Вопрос о выходе из Совета Европы с регулярной периодичностью ставился российскими властями. Подобные заявления для внешнего мира являлись средством давления, внутри же страны органично вписывались в концепцию «особого пути вне институтов бездуховной Европы» или «осажденной крепости». Между тем, Россия является членом Совета Европы с 1996 года.

Последствия же выхода из Совета Европы могли означать прекращение действия Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года. А это, в свою очередь, повлекло бы прекращение действия моратория на смертную казнь, введенного Конституционным судом РФ на основании протокола №6 к Конвенции (отмена смертной казни в мирное время) от 28 апреля 1983 года, который власти РФ обязались ратифицировать. Также россияне могли бы лишиться права на обращение в Европейский суд по правам человека, а это, в свете тотального недоверия граждан к судебной системе, является одним из важнейших институтов защиты прав наших граждан.

Но самое неприятное, что могло произойти, помимо юридических последствий, - это то, что выход из Совета Европы фактически означал бы публичный отказ России от пусть и декларативного, но европейского вектора развития.

Думаю, что всем стало очевидным и то, что отстранение России от полноценной работы в ПАСЕ только способствует эскалации конфликтов в любой точке Европы, а не их разрешению. А сам парламентский формат не предполагает молчания, ибо слово «парламент» происходит от французского «parler» - говорить. Мы - Европа, и обречены на диалог, а полноценный диалог между Россией и ЕС - это самое главное, что сейчас требуется в интересах защиты наших граждан.

Цель - не просто вернуться к полноценной работе в ПАСЕ как можно быстрее, но снова начать общаться по всем острейшим вопросам развития современной Европы и взаимоотношениям Россия - Запад, пытаться решить накопившиеся гигантские проблемы, а не плодить новые. И это важно не только Кремлю, но и самой Европе, и всему евроатлантическому миру.

Дарья Моисеева, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН):

Изменение регламента работы ПАСЕ, как и реформирование Совета Европы в целом, – давно назревший вопрос. Ситуация с российской делегацией стала триггером для его разрешения. Было бы неправильно утверждать, что Москва добивалась изменения регламента именно для себя. Позиция России в этом вопросе более общая и, кстати, затрагивает интересы не только нашей страны: парламентарии, будучи законными представителями народа своей страны, ни при каких условиях не могут быть лишены права голоса в парламентской организации, коей является ПАСЕ. Иначе это противоречит самой сути парламентаризма.

Неучастие российской делегации в работе ПАСЕ спровоцировало бюджетный кризис Совета Европы. Как известно, Россия наряду с Великобританией, Германией, Италией и Францией является одним из крупнейших доноров – ежегодный взнос нашей страны составляет порядка 33 млн евро (7% от общего бюджета организации). С июля 2017 года Россия приостановила выплаты своего взноса, что стало весьма чувствительно для Совета Европы, чьи многочисленные программы нуждаются в постоянном финансировании. Кроме того, если не касаться бюджетного вопроса, сам факт неучастия такой крупной страны, как Россия, в работе ПАСЕ ослабляет позиции этого органа и, конечно же, подтачивает работу старейшей парламентской организации Европы.

Участие России в Совете Европы и в парламентском органе этой организации гарантирует представительство интересов российских граждан. В частности, одна из главных функций ПАСЕ – избрание судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Благодаря членству в Совете Европы россияне могут обращаться в ЕСПЧ и отстаивать свои права. К сожалению, с июля 2017 года без участия России было избрано 24 судьи из 47, то есть больше половины, а также сама комиссар по правам человека Дунья Миятович. Этот факт бросает тень на легитимность этого органа, ведь российские парламентарии были лишены права участвовать в его формировании. Россия – часть Европы, поэтому неучастие нашей страны в формировании общеевропейского правового пространства было бы большим упущением для обеих сторон.