Минздрав, ссылаясь на данные Росстата, сообщил, что в 2018 году целевые показатели «майских указов» по заработной плате среднего медицинского персонала с учетом 5%-го отклонения выполнены во всех 85 субъектах РФ, младшего медицинского персонала — в 81 регионе. В докладе Счетной палаты, опубликованном накануне, говорилось, что «майский указ» по повышению зарплат среднему и младшему медперсоналу не выполнили в 50 из 85 регионов России. Оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал рассказал The Insider, почему ни данные Счетной палаты, ни данные Минздрав даже приблизительно не отражают реальность.
Минздрав объяснил, почему у него другие данные: согласно существующей методике, отклонение не более 5% дает основания считать, что поставленные показатели выполнены.
Но все это не очень существенно. На самом деле ситуация гораздо хуже, чем даже в оценках Счетной палаты. Почему? Потому что Счетная палата тоже исходит из принятой методики расчета средних зарплат, а именно — зарплаты на одно физическое лицо, а не на одну ставку. Средняя зарплата — это зарплата на ставку. А у них речь идет про средний заработок, в который включаются огромные переработки, которые легли на оставшихся в системе здравоохранения сотрудников. Ни для кого не секрет, что большая часть медработников перерабатывает путем дополнительной работы по совместительству. Берут работу на полторы, иногда на две, даже на больше ставок. Это работа в условиях, ненормальных для человеческого организма. И это безобразная ситуация.
Также не будем забывать, что что сотрудники здравоохранения перерабатывают не только при наличии дополнительных часов, но и в основное рабочее время, совмещая должности. А некоторые переработки даже официально не фиксируются. Скажем, у педиатров или терапевтов увеличивается количество прикрепленного населения сверх нормативного — и никто на это не обращает внимания. Не говоря уже о том, что они ведут прием с двух-трех участков. Когда сокращают количество медсестер в стационаре, они вынуждены обслуживать большее количество коек с пациентами. Нормирование труда в крайне плачевном состоянии. Поэтому «средняя зарплата» и достигает поставленных показателей — ведь люди перерабатывают так, что не видят ни семьи, ни детей, не могут повышать образование, отдыхать. В этой ситуации средние зарплаты мало что показывают. Более того, по нашим оценкам, у значительного количества медработников зарплаты на ставку упали в этом году по сравнению с предыдущими.
Есть еще один момент — неравномерное распределение зарплат между различными медучреждениями, различными группами сотрудников. Приближенные к администрации или представители административного аппарата с врачебным статусом получают большие деньги, иногда занимая по совмещению вакантные должности, при этом реально эту работу не проводя. Например, заместитель главврача может одновременно занимать должность врача стационара, получая высокую зарплату, и это попадает в статистику. Кроме того, есть отдельные медучреждения, которые очень активно развивают платные услуги, и в этом случае тоже растет зарплата каких-то групп сотрудников.
Для серьезного анализа заработной платы в сфере здравоохранения, нужно, во-первых, проводить анализ таких работ на ставку, а не на физическое лицо, а во-вторых, разбивать на различные сегменты: какой процент получает высокую зарплату, какой — среднюю, а какой — низкую. Так мы увидим, что большинство медработников получают крайне низкие зарплаты и практически поставлены на грань нищеты.
В указе №597, который в мае 2012 года подписал Путин, не говорится о том, что зарплата должна рассчитываться на физическое лицо. Там просто заданы общецелевые показатели. А вот правительство РФ в ноябре 2012 года, когда принимало распоряжение по реализации указов президента, обозначило именно подобную методику расчета. Оно просто сделало кальку с того, как Росстат формирует эту отчетность. Соответственно, уровень совместительства в здравоохранении не был учтен.
Поэтому указы президента были вполне правильные, а вот их реализация — абсолютно абсурдная. Она приводит к противоположным результатам. Получилось, что организации здравоохранения и чиновники заинтересованы в массовом сокращении работников, сохранении дефицита кадров, сохранении свободных вакансий. Это позволяет им отчитываться по «майским указам» и при этом экономить деньги, которые им должны были бы выделить в том числе из бюджета региона на эти цели.