Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Дженчеловский: польских избирателей напугали мигрантами и ростом пенсионного возраста

The Insider

Сегодня были подведены итоги парламентских выборов в Польше - набрав 38,7% голосов при явке более 50 процентов победу одержала оппозиционная партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, которая теперь имеет возможность сформировать однопартийное консервативное правительство и избрать своего премьера - Беату Шидло. Правящая партия Польши - либеральная «Гражданская платформа» -набрала лишь чуть более 20%. «Право и справедливость» - это национал-консервативная и католико-клерикальная политическая сила, которая выступает против вступления Польши в Еврозону и квотированного распределения мигрантов по ЕвросоюзуПольский публицист Зигмунт Дженчеловский рассказал The Insider, почему поляки решили кардинально поменять курс страны:

Победа «Права и справедливости» неожиданной не является, последние несколько месяцев было ощущение, что появился некоторый запрос на изменения, что без них в политике не обойдется. Люди хотели, чтобы сменились лица, которые мы видели на экране последние восемь лет, и чтобы политики стали говорить немного на другом языке - не на официальном правительственном языке, а по-человечески.

Были и шаги правящей  «Гражданской платформы», которые возмутили общественность, например, повышение пенсионного возраста: раньше мужчины выходили на пенсию в 65, сейчас - в 67.  Также в Польше была дискуссия о том, в каком возрасте дети должны идти в школу. «Гражданская платформа» приготовила закон и приняла его через парламент, что теперь дети ходят в школу с 6 лет. В это же самое время под патронажем «Права и справедливости» Качинского на улицы вышли какие-то ребята, стали собирать подписи, чтобы провести референдум о том, какой же возраст наиболее подходит для похода в школу. И собрали они очень много - миллионы подписей - но это власти проигнорировали. Меня не волнует сейчас вопрос о том, в каком возрасте дети должны начать учебу, меня волнует вопрос отсутствия некоторого диалога между обществом и руководством Польши: его не существовало. Я могу это объяснить тем, что после поражения Бронислава Коморовского на президентских выборах, правящая партия было в панике.

И тут пришли новые трудности: проблема мигрантов, люди опасались, что они бездельники, потому что рассчитывают на социальные пособия, с другой стороны, того что они могут проповедовать исламский экстремизм. Этим «Право и справедливость» тоже напугала общество: они объяснили, что руководство, которое пресмыкается перед Ангелой Меркель, Германией и Евросоюзом, не способно защитить страну от этой угрозы.

В совокупности все эти моменты и тот факт, что народ устал от «Гражданской платформы» сыграл решающую роль.  Политики правящей партии лицемерили, выпивая дорогое вино за счет налогоплательщиков, а их разговоры были подслушаны. <В июне 2014 года польский журнал опубликовал отрывки из тайно записанного разговора, в котором министр иностранных дел страны Радек Сикорский называет отношения Варшавы с Вашингтоном бесполезными. Чуть ранее тот же журнал «Впрост» опубликовал диалог чиновников, которые обсуждали способы давления на бизнесменов и возможность изгнать из правительства одного из министров. Скандал усилило то, что после публикации сотрудники прокуратуры явились среди ночи в редакцию журнала, чтобы вырвать ноутбук из рук главного редактора Сыльвестра Латковского.> К ним прилипла оценка, что они коррумпированы, заботятся о себе, а другого варианта кого выбрать кроме «Права и справедливости», не было.

Еще важный момент: в Польше появился новый запрос, актуальный для молодых людей. Раньше они говорили: мы хотим в Европу, мы хотим ездить туда беспрепятственно, получить возможность работать, мы там заработаем деньги, вернемся домой, инвестируем их в страну, и жить станет лучше. Мы хотим пересекать границы без визы и паспорта, хотим в шенгенскую зону и пользоваться системой здравоохранения Италии и Франции и так далее. Всё это они получили, и Польша вроде бы признанный член Евросоюза, но все понимают, что она член ЕС второй категории. Польша большая, влиятельная, но все-таки это не Франция, и не Германия, и не Великобритания. И здесь родился некоторый запрос на патриотический язык: мы большая страна, вы должны нас уважать, мы Польша, вы должны услышать наш голос, вы не будете диктовать, как нам жить, навязывать нам ваши законы. «Право и справедливость» на этом многие годы играла. Те же самые «Марши независимости» 11 ноября, на которые с каждым годом выходит все больше и больше народа. Два года назад в рамках марша участники пытались сжечь будку вахтера у русского посольства в Варшаве, в этом году президент Дуда сам пойдет на этот марш, а с ним десятки тысяч.

Что касается отношений с Россией, сейчас это уже не та тревога, которая раньше была связана с Москвой. Раньше СССР или Россия - это всегда было нечто ужасающее, мы говорили «нет», и на следующий день приходил Суворов или Жуков и наводил «порядок». Сейчас такой угрозы нет, мы понимаем, что находимся под надежной защитой союзнических отношений. С другой стороны, Россия присутствует в менталитете, сознании, жизни, это некоторая точка отсчета. Вопрос, как построить свою жизнь, чтобы Россия не стала угрозой, это очень важно.