Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Премьер Индии хочет продемонстрировать силу перед выборами». Востоковеды — об уничтожении пакистанских и индийских самолетов

Ива Цой

27 февраля военно-воздушные силы Пакистана сбили два самолета ВВС Индии в районе Кашмира. Один индийский пилот катапультировался и был арестован после приземления. Вскоре после этого стало известно, что Индия сбила пакистанский истребитель F-16, который нарушил воздушное пространство страны. Накануне ВВС Индии атаковали позиции боевиков террористической организации «Джаиш-е-Мухаммад» на территории Пакистана. Страны находятся в состоянии конфликта с 1947 года из-за спорных территорий. The Insider попросил экспертов по международным отношениям в регионе оценить, насколько серьезным является нынешний эпизод противостояния и возможна ли дальнейшая эскалация конфликта.

Ирина Серенко, старший научный сотрудник Иниститута востоковедения РАН

Проблему Кашмира не решили до сих пор, начиная с 1947 года, когда в результате раздела Британской Индии получили независимость и Индия, и Пакистан. Пакистанская сторона выступает за решение кашмирской проблемы на уровне Организации объединенных наций. Индия считает, что это вопрос двух стран. Сбитые самолеты и арест индийского летчика пакистанской стороной свидетельствуют о том, что конфликт продолжается и единственные перспективы его решения все равно в диалоге. Потому что все военные столкновения, которые происходили между Индией и Пакистаном на протяжении уже 70 лет, не приводили ни к чему, кроме как к возврату к диалогу.

Я думаю, что нынешнее обострение ситуации носит более политический характер в свете предстоящих выборов в Индии. В Пакистане они произошли в 2018 году, и к власти пришло новое руководство — партия «Движение за справедливость» Имран Хана, которая до этого находилась в оппозиции руководящим партиям Наваза Шарифа и Асифа Зардари. Возможно, индийская сторона хотела продемонстрировать точечный удар по базам боевиков, как они это представляют. Пакистанская сторона парирует, что на территории подконтрольного Кашмира отсутствует база террористов, что Пакистан — само государство, пострадавшее от террористических атак. И проводится масса военных мероприятий по защите своей территорий от террористических группировок, включая пакистанских талибов. Фактически государство потеряло более 40 тыс. человек в результате террористических атак, которые произошли на территории непосредственно самого Пакистана. И сбитые индийские самолеты — это защитная реакция на, как они считают, агрессию Индии.

Индия хочет представить Пакистан в мире главным инкубатором терроризма, хотя это уже давно устаревший взгляд на положение дел в стране. Новое правительство Имран Хана четко нацелено на мирное сосуществование в регионе. В самом Пакистане очень сложная экономическая ситуация и даже политическая, потому что партия Имран Хана не имеет большой силы в парламенте. Но эти удары Индии даже приносят пользу в определенном мере, потому что они позволили консолидировать все оппозиционные силы на защиту страны. Пакистанская армия довольно сильна, одна из лучших армий в мусульманском мире. Между Индией и Пакистаном есть ядерный паритет, там не стоит вопрос о ядерном столкновении. Скорее всего, этот акт нацелен именно на предстоящие выборы в Индии. Соответственно, Нарендра Моди тем самым показывает силу, хочет убедить своих будущих избирателей оказать ему поддержку как руководителю. Буквально в 2018 году, при вступлении Имран Хана в должность, Моди выразил свою поддержку новому руководству. Существовал шанс на сближение государств. Новый Пакистан не допускает своего будущего, связанного с вовлечением в какие бы то ни было другие войны, и поэтому вся военная политика сейчас направлена на защиту отечества. Например, в случае с Йеменом Пакистан отказался посылать свои войска на поддержку саудитов, что вызвало негативную реакцию Саудовской Аравии.

В целом конфликт хоть и обострился, но государства все равно будут вынуждены сесть за стол переговоров. Пакистан сейчас совершенно не заинтересован в эскалации конфликта. Он заинтересован в решении экономических проблем и, в первую очередь, в реализации его китайско-пакистанского экономического коридора. Я думаю, что Россия, Китай и другие страны в рамках Организации объединенных наций поспособствуют разрешению этого конфликта.

Борис Волхонский, доцент Института стран Азии и Африки МГУ

Я бы сказал, что это едва ли не самый серьезный эпизод за последние 40 с лишним лет. Но надо учитывать несколько факторов. Первый фактор связан с тем, что и Индия, и Пакистан являются объектами террористической деятельности, поэтому борьба против терроризма — это на самом деле общая задача. Стороны обвиняют друг друга в стимулировании терроризма на своей территории, и поэтому индийский удар по лагерю террористов, который был совершен вчера, вполне оправдан. С другой стороны, Пакистан тоже вправе защищать свое воздушное пространство — насколько известно, индийские самолеты были сбиты именно над территорией Пакистана. Точно так же и индийцы сбили F-16 над своей территорией. Здесь обе стороны действовали в соответствии со своими национальными интересами и правами.

Что касается дальнейшей эскалации этого конфликта, скорее всего, в воздушном пространстве стороны остановятся на том, что уже случилось. Может, будут еще какие-то перестрелки, взаимные удары, но, думаю, что до полномасштабной войны дело не дойдет, потому что обе страны де-факто являются ядерными державами, а ядерное оружие — это сильный сдерживающий фактор. Самоубийц, насколько мне известно, в руководстве ни Индии, ни Пакистана нет.

Кроме того, надо учитывать, что обе страны существуют не в безвоздушном пространстве. Существуют еще и значительные интересы соседних стран в Южной Азии и в Евразии в целом. Поэтому здесь свое слово должны сказать и Россия, и Китай. Думаю, что Соединенные Штаты тоже приложат усилия к разрешению этого конфликта дипломатическим путем, потому что Штатам вряд ли выгодно сейчас возникновение очередной «горячей точки», помимо тех, что уже существуют на карте мира.

Поэтому я думаю, что стороны все-таки придут к тому, чтобы разговаривать друг с другом и решать проблемы за столом переговоров, а не путем вооруженного конфликта. Единственное, что может осложнить ситуацию — то, что в Индии весной состоятся всеобщие парламентские выборы, и правительству нужно показать, что оно придерживается жесткой линии в отношениях со своим давним противником — Пакистаном.