Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Распил бюджета в особо мелких размерах, время музыки прошло». Артемий Троицкий — о поручении Путина поддержать современную музыку

The Insider

На днях Владимир Путин поручил своей администрации поддержать современную музыку и организовать обсуждение этой темы с экспертами. В декабре прошлого года Путин уже поднимал эту тему. Обсуждая с Игорем Матвиенко — композитором и продюсером групп «Любэ» и «Иванушки International» — ситуацию в российском хип-хопе, президент отметил, что запрещать концерты не стоит, лучше действовать по принципу «если невозможно остановить, то нужно возглавить». О том, к чему может привести эта инициатива, зачем Путину понадобились музыканты и влияет ли современная музыка на политические настроения, The Insider рассказал музыкальный критик Артемий Троицкий.

В отличие от Советского Союза, в сегодняшней России музыка в значительной степени отделена от государства. Есть музыканты, которые пользуются большой государственной поддержкой. Это Мариинский театр Гергиева, всякие оркестры Спивакова, люди типа Башмета и так далее. Их поддерживают по линии Министерства культуры. Кроме того, есть давно опротивевшая всем обойма попсовых артистов — Газманов, Валерия, Басков и другие. Они не пользуются прямой поддержкой государства, но имеют неограниченный доступ к государственным телеканалам, выступают на разных официальных мероприятиях, государственных праздниках, днях города и так далее, что также приносит им большой доход.

Что касается всей остальной музыки, и, в частности, той, которая всполошила начальство, и которую можно считать проблемной, — рок, рэп, скандальные молодые исполнители, а некоторые и не очень молодые, — эта музыка от государства вообще никак не зависит. Поэтому говорить о том, что государство может тут что-то сделать — в высшей степени сомнительно. Если бы был Советский Союз, Брежнев или тем более Сталин, вышел бы такой указ «О необходимости принять меры по упорядочиванию музыкальной жизни в стране...». Понятно, что в соответствии с этим указом посадили бы, а при Сталине, может, и расстреляли директоров нескольких филармоний. Посадили бы или отлучили полностью от масс-медиа нелояльных или нехороших артистов. Государство вполне могло бы это сделать. Нынешнее государство, к счастью, этого сделать не может, у него нет рычагов, нет приводов от государственной машины к музыкальным структурам.

Что это будет за обсуждение? Пригласят придурков, типа Иосифа Пригожина, или каких-нибудь еще попсовых продюсеров, для красоты призовут нескольких лояльных рэперов, Басту, например, проходимцев на ниве рок-музыки вроде Вадима Самойлова или Александра Ф. Скляра. Они скажут: «Да, да, влияние западной культуры, то да се, наркотики, пропаганда, нецензурная лексика, надо с этим что-то делать!".

После скандала с Хаски многие официозные деятели культуры и управленцы говорили: насилие недопустимо, мы помним, мы уже это проходили в 80-е годы, ни к чему хорошему это не привело. Значит, к этому, скорее всего, прибегать не будут. А к чему прибегать будут, то будет абсолютно неэффективно. Очередное мероприятие по распилу госбюджета, причем в особо малых размерах. Потому что больших денег на это никто не даст. Отвалят 20 млн рублей, которые пойдут, скажем, рэперу Басте на создание молодежного центра патриотического рэпа или рокеру Самойлову на создание молодежного центра прогрессивной рок-музыки, которые, естественно, никому на фиг не нужны, поскольку молодежь всем этим подставным лицам просто никогда не поверит. Так что это все мертворожденная история, которую приняли для галочки, чтобы как-то отреагировать на осенние скандалы.

Протестные музыканты не настолько опасны. Во-первых, потому что сейчас в стране нет музыкантов, которые были бы настолько же авторитетны, как, скажем, были в 70-е годы Высоцкий или в 80-е годы Цой. Таких музыкантов, которые были бы реальными героями культа и лидерами общественного мнения, в России сейчас нет. Во-вторых, в принципе сейчас музыканты находятся не в том положении, не в том статусе, чтобы быть реально опасными для государства. Музыканты — это гарнир, а не главное блюдо.

Роль музыки в социуме за последние десятилетия стала значительно меньше. Если в 60-е, 70-е и 80-е годы музыка действительно была эпицентром молодежного движения, сейчас этим эпицентром бесспорно является интернет, социальные сети. Поэтому поползновения властей, которые касаются ограничений и даже запрета интернета, и всяческие репрессии в цифровой сфере, конечно же, намного опаснее и имеют намного больше смысла.

В то же время музыка сейчас в достаточной степени политизирована. Это касается и пресловутых рэперов, далеко не всех, конечно, и рокеров, причем и молодого поколения, и восьмидесятников. Даже барды типа Тимура Шаова или Семена Слепакова, политизированы, они пишут актуальные песенки на злобу дня, и, как правило, это честные песни, под которыми я был бы готов подписаться. Но я не строю иллюзий относительно силы их воздействия на аудиторию и тем более на политическую ситуацию.

Если в 80-е годы музыка была такой могучей зверюгой, которая вела за собой и съедала всех заживо, сейчас это такой пушной зверек, не слишком большой, местами довольно обаятельный, но далеко не такой могучий и востребованный, как это было ранее. Про музыку вообще можно забыть. Я не питаю никаких романтических иллюзий относительно того, что музыканты в сегодняшней России могут играть какую-то серьезную роль. При том, что со многими из них я близко дружу, многих  люблю и считаю прекрасными талантливыми людьми, но время музыки прошло.