Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Global Public Policy Institute подтвердил 336 химатак в Сирии. 98% из них осуществлял режим Асада

Ива Цой

Режим Асада более 300 раз применял химическое оружие с конца 2012 года. Об этом говорится в докладе берлинской экспертной группы Global Public Policy Institute, которая действует с 2003 года при поддержке европейских государств и органов ЕС.

В ходе анализа сообщения о химатаках использовались данные мониторинговых и правозащитных групп, журналистов, а также фото- и видеоматериалы. В результате исследователям удалось прямо или косвенно подтвердить 336 химических атак, вина за 98% которых лежит на режиме президента Башара Асада. Остальные 2% атак осуществлялись террористами «Исламского государства». Большая часть атак произошла уже после официального отказа Сирии от химоружия в конце 2013 года. Еще 162 сообщения подтвердить не удалось.

Большая часть химических атак представляла собой сброс кустарно изготовленных боеприпасов с хлором. Авторы поясняют, что хлор имеет ряд преимуществ перед боевыми отравляющими веществами: например, он не входит в число веществ, запрещенных Конвенцией по запрещению химического оружия, поскольку имеет широкое промышленное применение. Это означает, что сирийские власти имеют практически неограниченный доступ к запасам хлора.

В ходе большинства атак с хлором боеприпасы сбрасывались с сирийских военно-транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17. Конструкция боеприпасов не позволяет их применять их точечно. Точность также была снижена из-за того, что после появления у повстанцев ограниченного количества ПЗРК сирийские вертолеты стали сбрасывать боеприпасы с большой высоты.

По анализу места падения боеприпасов авторы приходят к выводу, что они применялись в основном против гражданского населения. Они отметили, что химическое оружие — лишь часть стратегии неизбирательных ударов, которую режим Асада последовательно применяет почти на всем протяжении конфликта. Цель этой стратегии — лишить противников сирийских властей поддержки местного населения и принудить мирных жителей к бегству, чтобы снять оборону населенных пунктов. В пример исследователи приводят битву за Восточную Гуту, где неизбирательные, в том числе химические, бомбардировки привели к капитуляции повстанцев.

Кроме того, исследователи заметили, что химатаки с хлором географически и по времени совпадают с присутствием на фронте проасадовских ополченцев из группировки «Силы тигра». Расследователи из Conflict Intelligence Team напоминают, что в последние годы группировка тесно сотрудничает с российскими военными — ее командир полковник Сухейль аль-Хасан был неоднократно замечен рядом с российскими офицерами.

Авторы доклада отмечают, что после первого ракетного удара США в ответ на химическую атаку в апреле 2017 года не наблюдалось случаев применения зарина, а после ударов коалиции во главе с США в апреле 2018 прекратилось и применение хлора. По мнению исследователей, такие меры со стороны Запада способны облегчить страдания мирного населения без попыток насильственной смены режима.

Напомним, на прошлой неделе российские СМИ выдали заявление продюсера «Би-би-си» Риама Далати о постановочном характере видео, снятого в больнице города Дума после одной из химатак, за признание, что атаки в городе вообще не было. В действительности Далати написал: «АТАКА БЫЛА, зарин не применялся, нам придется дождаться, пока ОЗХО подтвердит, был ли применен хлор или что-то еще. Но все остальное, что связано с атакой, искусственно создано для достижения максимального эффекта». Подробнее об этом читайте в материале The Insider.