Иван Близнюк и Александр Чикало, задержанные по делу о контрабанде кокаина из Аргентины в Россию, попросили Россию о помощи. Подозреваемые, содержащиеся в тюрьме города Маркос-Пас, передали письмо в редакцию РБК.
По словам фигурантов, первый секретарь посольства РФ в Аргентине Олег Воробьев дал ложные показания, чтобы отвести ответственность «от себя и других преступников и наркодипломатов».
«Все обвинения против нас были подстроены, не имея никакой доказательной базы, ни улик, не говоря уже о том, что мы стали самыми бедными наркотрафикантами в мире. При нашем аресте в наших домах и в течение проверки следствием не было найдено ничего противозаконного, а также [ни] денег, ни ценностей, не говоря уже о том, что ни наркотиков, ни связи с ними представлено не было», — говорится в письме.
Подозреваемые также заявили, что чувствуют себя брошенными Россией. «Создается впечатление, что всем удобно вести дело с целью обвинить посторонних невиновных и скрыть реальных преступников», — написали Близнюк и Чикало.
В материалах российского уголовного дела Близнюк и Чикало не упоминаются. Аргентинское следствие считает их вместе с бывшим завхозом посольства Али Абяновым главными организаторами поставок на основе прослушки телефонных переговоров.
Близнюк работал в правоохранительных органах Буэнос-Айреса. По информации РБК, он также занимался организацией совместных мероприятий МВД России и Аргентины. Источник, близкий к посольству России, сообщал, что Близнюк был «связующим звеном» между аргентинскими властями и российским МВД. Кроме того, он занимался охраной российского посольства.
Чикало ремонтировал танкеры и нефтевозы. Согласно данным из профиля в LinkedIn следует, с января 2017 года он работал старшим механиком в CA Group.
Близнюк и Чикало рассказали свою версию произошедшего. Чемоданы с кокаином были найдены в школе при посольстве, когда за безопасность дипмиссии отвечал Воробьев. Он работал вместе с Абяновым и сменившим его на должности завхоза Игорем Роговым.
В июле 2016 года, незадолго до того, как оставить свой пост, Абянов занес в школу при посольстве чемоданы с кокаином, утверждает российское следствие. «Эти три человека <Абянов, Рогов и Воробьев> общаются с Ковальчуком <бизнесмен Андрей Ковальчук - еще один фигурант «кокаинового дела»> и знают его. Но никто кроме К <Ковальчука> и Абянова не попадает в подозрение следствия».
Воробьев проходит по «кокаиновому делу» свидетелем. На допросе он рассказал, что в его обязанности входит «обеспечение безопасности посольства и его сотрудников». По его словам, он познакомился с Ковальчуком в 2016 году и с тех пор неоднократно с ним общался. Именно Воробьева первого насторожили чемоданы Ковальчука в подсобке посольской школы, и он предложил их вскрыть. После этого первый секретарь сотрудничал со следствием и участвовал во встречах с Ковальчуком под контролем жандармерии, утверждают следственные органы Аргентины.
МИД России, в свою очередь, до сих пор отвергает информацию о возможной причастности дипломатов к этой контрабанде.
По словам Близнюка и Чикало, «физическую охрану и мониторинг всех зданий осуществляют коменданты ФСБ, которые контролируют всех, кто входит и выходит, а также пронос вещей». Вход в здание школы для родителей учеников и соотечественников, не работающих при посольстве, «строго воспрещен».
«Рогов хранит шесть месяцев непонятно кому принадлежащие чемоданы, и ни начальник, ни коменданты не знают об этом или не обращают на это внимание (принимая во внимание то, что в школе проводят раз в месяц пожарные учения и не видят при обходах ничего странного)», - подчеркивают фигуранты дела.
«После этого у Воробьева хватает совести, чтоб показывать пальцем и обвинять тех, у кого даже нет доступа к указанным объектам. Тем самым он не только отводит от себя подозрения и ответственность, но также, пользуясь допуском к делу, запутывает и втягивает невиновных, тем самым прикрывая шайку наркодипломатов и преступников», - говорится в письме.
Рогов на допросе рассказал, что незадолго до окончания службы Абянов показал ему чемоданы и пояснил, что это чемоданы Ковальчука и в них предположительно находится вино.
22 февраля стало известно, что в школе при посольстве России в Буэнос-Айресе нашли 12 чемоданов с 389 килограммами кокаина. О находке в полицию Аргентины сообщил посол Виктор Коронелли. Он рассказал, что чемоданы в декабре 2016 года нашел новый завхоз школы при ревизии здания. Кокаин из чемоданов изъяли, заменили мукой, чемоданы оснастили датчиками GPS и позволили их отправить в Россию. По прибытии были задержаны те, кто собирался принять этот груз.
МИД России, ФСБ и Министерстве безопасности Аргентины сообщали, что это была совместная операция. Еще двух подозреваемых задержали в Аргентине.
Ранее ЦУР также обратил внимание на то, что Близнюк и Чикало упоминаются на сайте российского почетного консульства в Мар-дель-Плата как президент и вице-президент фонда MORAL — «Mecenas Ortodoxos Rusos en Latinoamérica» (в переводе «Русские православные меценаты в Латинской Америке»). Фонд находится под патронажем митрополита Аргентинского и Южноамериканского Игнатия.
Также сообщалось о том, что Ковальчук оказался полковником спецслужб РФ. Об этом заявил глава компании Константин Лоскутников, известный также, как барон Константин фон Босснер, в интервью телеканалу OstWest.
«Несколько лет назад его привел ко мне в офис высокопоставленный работник „Газпрома“ в Германии и представил как полковника, руководителя спецслужб, который занимается консульствами на территории Европы, Азии, Латинской Америки и прочей белиберды. Господин Ковальчук, как и многие другие, попробовал наши продукты, покурил наши сигары, попил наш коньяк, а потом, на протяжении всех этих лет многократно появлялся в бюро с просьбой дать один образец, дать другой образец, что он попытается найти клиента, что он летает по всему миру, что он попробует организовать продажу наших продуктов, и на этом, естественно, хочет заработать. Мы всегда открыты для любого вида сотрудничества, поэтому он часто получал от нас образцы сигарет и коньяка, но ни одной сделки, ни одного контракта так заключено и не было. То есть чистая болтология», — рассказал Лоскутников.