Вчера США опубликовали список из 20 российских чиновников, попадающих под санкции (им не будут выдавать визы, а их активы будут заморожены). Список этот может быть расширен в будущем. Кроме того, свои санкции готовится ввести также и Европейский союз. Но насколько эти санкции в реальности угрожают нашим чиновникам и бизнесменам? Об этом The Insider поговорил с юристом Павлом Ивлевым, долгое время работавшим с вице-премьером Игорем Шуваловым.
- Павел, существуют ли способы для наших чиновников и предпринимателей обойти санкции, связанные с замораживанием счетов и активов?
- Естественно. Самый распространенный способ - оформлять оформлять активы на друзей, а не на себя.
- Но это довольно рискованно, друзья могут «кинуть».
- Могут, но для этого существует множество хитроумных схем: трасты с друзьями, опционы и т.п. Кроме того, если это длинная цепочка офшоров - властям США (или ЕС) будет сложно установить реального бенефициара. Да они и не будут ковыряться.
- Велика ли доля тех чиновников и политиков, которые «заморачивались», чтобы их активы было сложно высветить?
- Конечно. Большинство прячется - у них же нет легальных источников личных доходов. Да и вообще, не любят они светиться. Правда, в целом, прячутся они не качественно, но поскольку у оппозиции нет средств, то никто и не ищет. Да и власти США и ЕС ничего искать сами не будут.
- А если бы они попросили бы, скажем, вас помочь - вы бы согласились использовать свой опыт?
- С удовольствием. Только опыта тут мало. Нужны ресурсы, частные детективы, например.
- На ваш взгляд, США - это популярное место для хранения активов у российского чиновничьего класса?
- Смотря о каких активах идет речь. В целом, не менее популярное, чем все остальные цивилизованные западные страны. Счета с кэшем на них – этого меньше, а вот всякие инвестиции портфельные в ценные бумаги очень часто делаются через американские инвестфонды. Ну и квартирки и дома в Майами или в Калифорнии - приятное вложение
- Не очень понятно, что именно означает замораживание активов: вот если, допустим, у Матвиенко совершеннолетний сын и всё записано на него - это не подпадает уже?
- Вот я сейчас как раз читал президентский указ, думаю, что сын Матвиенко подпадает под запрет - если только не будет установлено, что он для себя и на свои, что в его случае сложно доказать. Исходя из указа, любой, кто действует в интересах обозначенного в списке лица, подпадает под санкции.
- То есть по сути здесь в отношении близких родственников действует презумпция виновности?
- Ну не то, чтобы так жестко. Но если есть заслуживающая доверия информация, что например деньги на вашем счете в американском банке на самом деле не ваши, а Матвиенко, то их заморозят, а вы будете потом доказывать, что они ваши, в суде.
- Насколько на ваш взгляд американские чиновники могли опираться на ту информацию, которую публиковали оппозиционеры и журналисты в своих разоблачениях?
- Они ее естественно читали
- Есть кто-то по-вашему, кого нет в списке, но кто должен бы там быть обязательно?
- Абрамович, Усманов, Керимов, Кадыров, Сечин, Лесин, Костин.
- У вас был опыт работы с чиновниками очень высокого уровня, насколько для них психологически могут быть болезненны такие санкции? Или правы те, кто говорит, что это «слону дробина»?
- Для кого-то больше, а кому-то все равно. Для Суркова - болезненно я думаю. В принципе - это очень правильные санкции, не против России как страны и всех ее граждан, а против конкретных чиновников и их прислужников. Впрочем, надеюсь, что на этом все таки остановятся, поскольку следующая волна будет в случае вторжения в Украину, чего бы не хотелось в любом случае.