Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Коррупция

Верховная зрада. Кто стоит на пути реформ в Украине

Весь этот год президент Украины Петр Порошенко медленно, но верно избавлялся от реформаторов (иностранцев и не очень), которые занимали высокие государственные посты в украинской власти. Все началось с отставки министра экономического развития Айвараса Абромавичуса в феврале 2016 года. Обстоятельства его ухода и почти неприкрытое давление на него оказались первым серьезным ударом по репутации нынешней украинской власти. А последним ударом по реформаторам стала отставка руководителя Одесской области и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Владимир Иванидзе выяснил, почему реформу в Украине забуксовали и какое отношение к этому имеет лидер парламентского большинства Игорь Кононенко.

В начале февраля 2016 года Айварас Абромавичус на специальном брифинге для журналистов заявил о своей отставке: «Причина - резкая активизация блокирования сколь-нибудь системных и важных реформ в нашей стране. Это уже не просто отсутствие поддержки и политической воли. Это противодействие направлено на то, чтобы парализовать нашу реформаторскую работу».

Абромавичус не ограничился абстрактными обвинениями. Он назвал некоторые имена из ближайшего окружения Порошенко: «У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами. Я не хочу ездить в Давос, рассказывать о наших успехах, в то время как за моей спиной решаются какие-то вопросы в интересах отдельных людей. Эти люди имеют имена. И одно из этих имен я вам сейчас озвучу. Это Игорь Кононенко. Как представитель политической силы, которая выдвинула меня на пост министра (Абромавичус имел в виду политическое объединение «Блок Петра Порошенко»), в последнее время он сделал очень много для того, чтобы заблокировать мою работу и работу моей команды».

38_share
Айварас Абромавичус

Абромавичус уже давно покинул Украину. И, кажется, не жалеет об этом. По его утверждениям, Кононенко активно вмешивался в работу весьма прибыльных государственных предприятий, проталкивал в советы директоров своих людей, чтобы «контролировать» финансовые потоки этих предприятий. Или, попросту говоря, уводить прибыль государственных предприятий в свои карманы и в карманы, как можно было понять, нынешнего президента Украины. Терпение Абромавичуса лопнуло, когда к нему обратился экс-заместителя главы «Укроборонпрома» Сергей Пинькаса, потребовавший назначить его заместителем самого Абромавичуса. Этот человек сказал, что вопрос уже решен Игорем Кононенко и согласован с администрацией президента, откуда Абромавичусу позвонили и порекомендовали «назначить человечка».

Одна любопытная деталь указывает на то, что «уход» Абромавичуса планировался еще до его заявления об отставке: управление госохраны отозвало своих сотрудников, охранявших ключевого министра и членов его семьи, в конце января. Иначе говоря, примерно за неделю до публичного заявления Абромавичуса о своей отставке и о причинах, побудивших его принять это решение.

Из-за коррупции на госпредприятиях Украина ежегодно теряет 5 миллиардов долларов.

Вот как прокомментировал уход Абромавичуса в разговоре с The Insider Михаил Саакашвили: «Его отставка - это результат того, что он вступил в конфликт из-за госпредприятий. Из-за масштабных коррупционных схем на государственных предприятиях Украина ежегодно теряет 5 миллиардов долларов. Это признавало и правительство Яценюка. Из-за хищений на предприятии «Укрспирт», например, государство ежегодно теряет 240 миллионов долларов, из-за коррупционных схем на Одесском припортовом заводе - 700 миллионов долларов, а на «Укрзализныце» (железная дорога Украины) - 2,2 миллиарда долларов, в результате схем с контрафактным бензином - 250 миллионов долларов, и так далее. Во второй год (правительства Яценюка) эти цифры сократились, но только потому что госпредприятия сократили сбыт своей продукции. И Абромавичус с этим сталкивался и ему не дали возможность формировать новое руководство госпредприятий. Ему не дали возможность приватизировать государственные предприятия. И его реакция была именно на это! Реакция на, то что все, кому не лень, вмешиваются в управление государственными предприятиями. А поскольку Абромавичус дорожит своей репутацией, то он подал в отставку. Вот и вся история».

Почти одновременно с отставкой Абромавичуса Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало расследование информации, прозвучавшей в его заявлениях. Однако в результате НАБУ не нашло подтверждения заявлениям Абромавичуса. Сейчас, спустя месяцы после скандала, Кононенко продолжает свою деятельность. Он по-прежнему возглавляет президентское большинство в Верховной раде.

29c5c41b98a665eca55fd45e0e195170
Игорь Кононенко

После ухода реформаторов из власти НАБУ, созданное после Евромайдана как независимый государственный институт расследований коррупционных дел, испытывает серьезное давление. Так, например, двух сотрудников НАБУ, тайно следивших за коррумпированными прокурорами, схватили во время этой операции, (между прочим - санкционированной судом), и допрашивали несколько часов. Эти сотрудники НАБУ позднее дали показания о том, как над ними издевались, как их запугивали в помещениях Генеральной прокуратуры Украины. От них требовали сказать, против кого из прокуроров ведет расследование НАБУ и по каким делам. И это лишь один из многих эпизодов.

Кононенко по праву считается «серым кардиналом» Верховной рады. Уже много лет он является правой рукой самого президента Украины, Петра Порошенко, с которым много лет вел совместный бизнес. Среди их общих проектов - кондитерская империя «Рошен», пиво и соки (кажется, уже в прошлом), медиа, включая «5-й телевизионный канал», корпорация по торговле автомобилями, включая сервисные компании и производство автобусов, и многое другое.

Даже их виллы в Испании расположены недалеко друг от друга. Никто бы не узнал об этих поместьях, если бы не глупая случайность. Евросоюз потребовал от властей Украины (в рамках соглашения о подготовке безвизового режима) ввести обязательное электронное декларирование имущества государственных служащих и политиков. Так в декларациях Кононенко и Порошенко появились названия странных испанских компаний, которые им принадлежат, но непонятно чем занимаются. Расследование группы украинских журналистов показало, что на эти компании записана весьма дорогая недвижимость – те самые виллы с бассейнами. Когда все вскрылось, Кононенко весьма цинично объяснил отсутствие информации о виллах в декларации. Оказывается, в формуляре не нашлось места для сведений об этом имуществе.

Совместный бизнес

Летом 2015 года украинское издание «Четвертая власть» опубликовало финансовые документы, связанные с компанией Intraco Management Ltd, которая в период с 2012 по 2015 год совершала крупные платежи в валюте. Как видно из документов, в платежных поручениях для связи указывалась электронная почта самого Кононенко или связанных с ним лиц. Intraco Management LTD также переводила деньги на счет дочери Игоря Кононенко – Дарьи, для оплаты ее проживания в Швейцарии. Кроме того, Intraco Management LTD оплачивала обслуживание самолета, на котором летает Петр Порошенко.

В апреле 2016 года, когда в прессе появились перепечатки публикации 2015 года, Кононенко сделал такое заявление: «В украинских СМИ начала «гулять» информация о якобы причастности президента Порошенко и меня к компании Intraco Management Ltd, которая, помимо прочего, якобы занимается «торговлей с «Газпромом". Сообщаю: это «старая утка»,<...> информация о якобы причастности президента Порошенко и меня к компании Intraco Management Ltd не соответствует действительности. Чем вообще эта компания занимается, мне, естественно, неизвестно ... украинским журналистам стоило бы проверять свои источники, если, конечно, они на самом деле заинтересованы в подаче правдивой информации».

В действительности уже к середине 2000-х эта компания была одним из центральных каналов для экспортно-импортных операций Украинской промышленно-инвестиционной корпорации (Укрпроминвест). Эту корпорацию в начале 90-х создавал еще покойный брат нынешнего президента Украины – Михаил Порошенко. Сам Петр Порошенко возглавлял Укрпроиминвест много лет, а господин Кононенко являлся его заместителем и «правой рукой» во всех делах корпорации. Оправдания Кононенко выглядят особенно нелепо в связи с тем, что в базах данных украинских предприятий сохранились сведения о коммерческих операциях, в которых участвовала Intraco Management Ltd.

Так, например, начиная с 2004 года Intraco Management Ltd поставляла (и в довольно большом количестве) различные замороженные фруктовые концентраты и добавки для соков на украинских предприятиях Порошенко и Кононенко. Речь идет о «Корпорации Рідна марка» и о предприятиях ОАО Пиво-безалкогольный комбинат «Радомышль», которым в то время владел Игорь Кононенко через свой инвестиционный фонд «ВИК».

Intraco Management Ltd отправляла товары в Украину не напрямую группе «Рідна марка» или комбинату «Радомышль», а через предприятия, связанные с Порошенко и Кононенко. На протяжении многих лет, начиная с 2004 года, это были две украинские компании: МСТ Регион и Промснаб. В базе данных внешнеэкономической деятельности украинских предприятий указаны два киевских адреса компании МСТ Регион: юридический – на улице Усенко, 8 и, фактический, на улице Электриков, 29а. Оба адреса являются, если можно так выразиться, стратегическими для владений Порошенко и Кононенко. На Усенко, 8 расположен, например, «Богдан-Авто Киев» (входит в структуру корпорации «Богдан», где Порошенко до сих пор сохраняет долю).  Там же зарегистрирована компания отца Кононенко – Виталия Кононенко. Это «Киевское автотранспортное предприятие 2240», крупная компания-перевозчик. Еще, по этому адресу была расположена «Страховая компания Краина», которая обслуживает все владения Порошенко. Хотя в последнем отчете компании, зарегистрированном в Едином государственном реестре в октябре 2016 года, (его, при большом желании, можно найти на сайте компании) сказано, что сейчас официальный адрес «Краины» - как раз улица Электриков, 29а. Это, как мы помним, фактический адрес «МСТ Регион», одного из главных партнеров компании Intraco Management Ltd. В этом же отчете «Краины», кстати, сказано, что основным владельцем, или «бенефициаром» компании является Петр Порошенко.

Связь Порошенко и Кононенко с «МСТ Регион» видна и безотносительно адреса: во второй половине 2000-х сначала Порошенко, через свой фонд «Прайм Эссетс Кэпитал», а затем Кононенко, сначала напрямую, а потом через свой фонд «ВИК» (который тогда назывался «Научный центр ВИК»), были акционерами «МСТ Регион». Даже сестра Кононенко была акционером этой компании. Как они могли забыть, что именно через эту компанию они получали от Intraco Management Ltd все необходимое для производства соков в неограниченном количестве?

Теперь осталось только рассмотреть поближе странную компанию «Промснаб», через которую Intraco Management Ltd переправляла весь импорт на предприятия Порошенко и Кононенко. Искать предприятие, зарегистрированное в 90-х, с названием «Промснаб», даже в Украине, это все равно, что искать на просторах России человека по фамилии Кузнецов. Даже идентификационный номер «Промснаб», который фигурировал в таможенных декларациях, сейчас передан другому предприятию. Помогла одна деталь – последний адрес, на который была зарегистрирована компания перед тем как исчезнуть: город Радомышль, ул. Мыкгород, 71, помещение №319. Трудно сказать, кто сейчас трудится в этом помещении, но само здание принадлежит только одной организации – Пиво-безалкогольный комбинат «Радомышль». Как уже было сказано выше, комбинат входил в группу компаний «Рідна Марка» и принадлежал Петру Порошенко и Игорю Кононенко. Так появилась связь между этими людьми и почти фантомной компанией «Промснаб». Оставалось понять, насколько случайна эта связь.

Поиск в базах данных внешнеэкономической деятельности украинских предприятий показал, что «Промснаб» импортировала товары через тех же «отправителей», которые работали с «МСТ Регион», включая злосчастную Intraco Management Ltd и американские «офшоры» из Южной Дакоты. Все импортно-экспортные сделки, как и в случае «МСТ Регион», оформлялись в одном банке – АКБ «Мрия». Этот банк принадлежал Порошенко, Кононенко и их партнерам, и был продан в 2006 году российскому банку ВТБ. Как утверждал Игорь Кононенко, тогдашний председатель наблюдательного совета банка «Мрия», после продажи банк продолжит обслуживание предприятий группы.

Итак, прямая многолетняя связь между Порошенко, Кононенко и Intraco Management Ltd очевидна, но остается вопрос: почему Кононенко, от своего имени и от имени Президента Украины,отрицает эту связь? Возможно Кононенко напугали утверждения в прессе, что самолет президента Порошенко заправлялся топливом, которое Intraco Management Ltd специально для этого закупала у компаний российского «Газпрома». Но в это трудно поверить. Часть украинских политиков просто обожает «Газпром». (На самом деле, связь была, но не с «Газпромом», а с российской компанией ТНК-BP, еще до ее так называемого поглощения «Роснефтью» в 2013 году.  Согласно таможенным декларациям, в 2010 году ТНК-Авиа, украинская «дочка» ТНК-BP, продавала Intraco Management Ltd именно авиационное топливо «для самолетов, выполняющих международные рейсы», как сказано в декларациях. Причем продажа авиатоплива оформлялась на таможне как «экспортная» поставка. Весьма сомнительно, что топливо отправлялось на Британские Виргинские острова, где зарегистрирована Intraco Management Ltd. Похоже, что керосин, который якобы экспортировался из Украины, тут же попадал в баки бизнес-джетов Кононенко и Порошенко).

Кстати, по данным некоторых СМИ, Intraco Management Ltd также принадлежала компания «Бизнес-Эйрланз», та самая, на бизнес-джетах которой из Украины во время революции сбежали Янукович и его приближенные.

Подарки от рады

Государственная регистрация «МСТ Регион» произошла в 2000 году. За все прошедшие годы в роли акционеров этой компании выступали как сам Порошенко, через свой фонд, так и уже известный кипрский офшор Agroprodimpex Cyprus Limited. Но, согласно регистрационным данным, первоначальным учредителем была киевская компания «Янтра». В ней тоже менялись акционеры, но сегодня все встало на свои места – единственным владельцем этой компании остался фонд «ВИК» Игоря Кононенко.

«Янтра» известна тем, что в 2010 году получила «загадочным» путем почти два гектара земли в подарок от Киевской рады. Тогда Кононенко был «серым кардиналом» именно Киевской рады, до Верховной рады дело еще не дошло. В 2010 году Кононенко продавил решение Киевской рады о передаче «Янтре» этого участка земли в Печерском районе для постройки на нем «Торгово-развлекательного комплекса с подземным паркингом и благоустройства территории с наземным паркингом», как сказано в нескольких решениях судов. При этом, Кононенко прихватил часть территории Ботанического сада. Прямо как российский олигарх Борис Иванишвили в Тбилисском ботаническом саду.

Но поразительно то, что, согласно базе данных Земельного кадастра, этот участок земли был оформлен в собственность компании «Янтра» еще в 2005 году. Это напоминает другую историю, когда в том же Печерском районе Кононенко отхватил два участка земли, которые теперь принадлежат ему и президенту Порошенко. Участок Порошенко все еще ждет хозяйской руки, а вот вилла Кононенко с теннисным кортом уже видна из космоса. А Google Maps позволяют даже совершить небольшую экскурсию вдоль кирпичных оборонительных стен этой виллы.

кононенко
Дом Кононенко в Печерском районе

Что интересно, вся операция была осуществлена через кооператив «Зеленбудсервис-К», который был зарегистрирован по тому же адресу рядом с Ботаническим садом, что и «Янтра», на улице Мичурина 56. Среди учредителей кооператива была все та же сестра Кононенко – Оксана Авдеева. Но еще и жена Сергея Зайцева, того который формально выступил учредителем Intraco Management Limited. Недавно этот господин дал интервью, в котором пытался всех убедить, что его старый друг Порошенко не имеет к Intraco Management Limited никакого отношения.

Между прочим, согласно регистрационным данным, Кононенко был единственным учредителем «Зеленбудсервис-К» при создании кооператива в 2007 году. Еще до появления в нем жен друзей и партнеров, не имеющих друг к другу никакого отношения. А вот директором «Зеленбудсервис-К» значится человек по имени Александр Архипов. Этот же человек является директором киевской компании «Про Девелопмент Тим». Она упоминалась в публикации журналиста Дмитрия Гнапа, который даже опубликовал сканы из реестра украинских компаний, из которых видно, что учредителем «Про Девелопмент Тим» является Intraco Management Limited. Реакция Кононенко на статью Гнапа была простая. Если сейчас заглянуть в реестр компаний, то можно увидеть, что Intraco Management Limited оттуда исчезла, а вместо нее единственным собственником «Про Девелопмент Тим» указан все тот же Александр Архипов.

«Про Девелопмент Тим» была замешана в другом скандале, в связи с невозвратом кредита в 6 миллионов долларов банку «Киевская Русь». В центре событий там была компания «Автотранспортное предприятие 2240», которая принадлежит папе Кононенко. В результате, банк обанкрочен, а 6 миллионов долларов и 23 тысячи квадратных метров «имущественного комплекса» (на улице Павла Усенко, 8) остались родственникам и друзьям Кононенко и Порошенко. На этом лучше пока остановиться.

Разумеется, все это далеко не полная картина бизнеса Кононенко, зато из нее становится ясно, почему этот предприниматель оказался неприкосновенной фигурой, пережившей многих реформаторов, боровшихся со сращиванием власти и бизнеса. И, судя по тому что Порошенко сделал в этом конфликте выбор в пользу своего бизнес-партнера, до 2019 года украинцам будет сложно надеяться на реформы.