Пока в федеральной прессе гремят масштабные коррупционные скандалы – о роскошных дворцах топ-менеджеров госкорпораций, проворовавшихся губернаторах, любовницах-миллиардершах министра обороны – на региональном уровне идет своя борьба: муниципальные чиновники, городские депутаты и губернаторы оказываются под прицелом местных активистов, которые обнаруживают их скрытую недвижимость, находят их хорошо пристроенных родственников и всячески мешают им увеличивать свой доход. The Insider рассказывает лишь о некоторых эпизодах этой войны.
Transparency International Russia
TI – наиболее авторитетная организация в области борьбы с коррупцией, но мало кто знает о том, чем именно она занимается в России, помимо, собственно, измерения уровня восприятия коррупции. Между тем, у нее появляется все больше региональных отделений, где работают инициативные, активные и как правило молодые ребята, разоблачающие местных чиновников, заваливающие прокуратуру жалобами, тормоша местную прессу. Пока региональных отделений у TI не так много, но они очень активны:
Калининград: Как губернатор всех родственников пристроил
Координатор калининградского отделения Илья Шуманов:
Пока у нас 4 человека в штате и еще 6 волонтеров. С надзорными органами у нас уже сложились нормальные рабочие отношения, а губернатор и правительство области нас стараются игнорировать или даже скрыто противодействуют.
Наиболее яркие расследования TI в Калининграде связаны с губернатором Цукановым и его многочисленными родственниками. Так, в июле 2013 года TI обратилась в региональную прокуратуру в связи с конфликтом интересов: ООО «НПЦ «Аматэл», совладельцами которого являлись мать губернатора Надежда Цуканова и его брат Андрей Цуканов, выиграло тендер на поставку и монтаж шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов для трех районных больниц общей стоимостью 13 млн руб. Также TI обнаружила особняк, который был записан сначала на жену, а затем на племянника Цуканова, причем за государственный счет губернатор решил построить к себе дорогу стоимостью 75 млн. рублей. Вскрыла TI и то, что сын Цуканова работает подведомственном правительственном учреждении в качестве коммерческого директора ГАУ КО «Дворец спорта «Янтарный» - по закону это запрещено.
Новгород: как ветеранам построили дом с летающими балконами
Новгородское отделение боролось против коррупционных связей между властями и компаниями, оказывающими услуги ЖКХ, а также против незаконных налоговых преференций конкретным компаниям. Благодаря местному отделению TIR также удалось предотвратить застройку Спасского холма (памятника археологии и особо охраняемой территории, что-то вроде Васильевского спуска в Москве), тогда следственный комитет возбудил уголовное дело против чиновников администрации по факту передачи находившегося в муниципальной собственности земельного участка. Не менее резонансным стало также и дело, связанное со строительной компанией “МП Энергия”, пользующейся поддержкой губернатора Митина – компания построила дом для ветеранов, в котором вскоре после постройки обрушились балконы, а сам дом оказался холодным. TIR удалось добиться от следственных органов проверки, в результате которой выявилось множество нарушений, начиная с конкурса, в котором не было других участников, заканчивая халатностью при строительстве.
Муниципальная пила, Санк-Петербург: Как олимпийская чемпионка лекции читала
Проект «Муниципальная пила» возник в апреле 2012 года в Петербурге, вдохновленный примером Фонда борьбы с коррупцией. На счету Мунпилы уже 4 уголовных дела, возбужденных по результатам ее расследований. Из последнего - уголовное дело по Муниципальному округу Георгиевский, где чиновники проводили лекции о дорожной безопасности и вреде курения (на что было выделено 8,5 млн. рублей). Лекции должны были проходить каждый день в течение двух месяцев, но всем активистам-местным жителям чиновники говорили, что лекции либо уже прошли, либо нет мест. В действительности – как установило следствие - лекции существовали только на бумаге. 2 года Мунпила добивалась возбуждения уголовного дела – и добилась. Депутат Законодательного собрания Петербурга (по совместительству - шестикратная олимпийская чемпионка по лыжам) Любовь Егорова заявила следователям, что лично присутствовала на всех лекциях. Эти странные аберрации памяти объяснить несложно: глава Георгиевского муниципального округа Алексей Окунь был ее помощником, обеспечивший ей победу на выборах в 2011 году. Должности помощника он, впрочем, лишился в прошлом году, когда напал на журналистов и запер их в кабинете (журналисты хотели расспросить Окуня о том, по поводу просроченного шампанского, которое муниципалитет дарил пенсионерам на Новый год).
Дмитрий Сухарев, координатор Мунпилы:
Среди достижений Мунпилы не только возбужденные уголовные дела, но и то множество новых людей, которые взялись за контроль собственных муниципалитетов. А также страх местных чиновников. На всех их собраниях так или иначе говорят про Мунпилу, жалуются друг другу на нас. Разговорами, впрочем, дело не ограничивается – на меня уже дважды писали заявления муниципалы – по оскорблению госслужащего и по «заведомо ложному доносу». Впрочем по обоим заявлениям на меня от следственных органов пришел отказ.
Sibpublicfaces, Новосибирск: портреты предприимчивых депутатов
Проект Sibpublicfaces возник совсем недавно. Его главная задача - сбор сведений о незадекларированном имуществе и зарубежной собственности новосибирских чиновников и депутатов. На сайте проекта уже появилось три профайла: здесь новосибирский депутат-единоросс Алексей Джулай, владелец и директор группы компаний «Дискус», получающий от мэрии земельные участки, несмотря на огромный долг; депутат Юрий Похил, директор МУП «Горводоканал», махинирующий с госзакупками, и депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, директор муниципального предприятия «ПАТП №5», через родственников зарабатывающий миллионы на бизнесе штрафстоянок.
Евгений Митрофанов, координатор проекта Sibpublicfaces
Я хочу, чтобы существовал постоянный общественный контроль за деятельностью чиновников. Власть может испортить даже лучших из людей, поэтому наша задача - давать обратную связь со стороны общества. Вместе со мной в проекте участвует еще несколько юристов. Мы только начали свою работу, поэтому власть нас еще не успела заметить, пока просто наводят справки о нас.