В преддверии 9 мая стали появляться невероятные свидетельства участия Русской православной церкви в победе над нацистами. Так, 3 мая на сайте телеканала НТВ была опубликована история о том, как ветеран Великой Отечественной войны освящал подступы к Москве по приказу самого Сталина. Похожий материал появился и в газете «Взгляд». Эти и некоторые издания при этом ссылаются на ТАСС, но такого сообщения в агентстве нет *возможно, оно было удалено).
Ветеран Владимир Киндюк рассказывает: «Во время войны, когда немцы уже были под Москвой, Сталин дал команду — освятить границы вокруг города, за которые враг не мог бы продвинуться дальше. И я, совсем молодой тогда еще парнишка, совершенно случайно, сам того не зная, участвовал в исполнении этой команды».
В 1941 году 16-летнего Владимира зачислили в училище связи. Вместе со своим учителем по радиотехнике, которой «давно и довольно успешно увлекался» своим делом, в октябре 1941 года он оказался в Москве.
По словам ветерана, для выполнения миссии были выбраны трехместные истребители И-16, модернизированные для учебных целей. «Вот такие трехместные „ишаки“ и были выбраны: одно место занимал летчик, другое — радиотехник, а третье — священник». В операции задействовали шесть самолетов и порядка 12 священников. Вокруг Москвы было проложено шесть маршрутов, по которым и летали истребители со служителями церкви на борту. Для этого на земле были установлены радиомаяки, посылавшие сигналы летчикам, которые ориентировались на них при облете.
По его словам, священники держали в руках были небольшие иконы и «какие-то кисти» – «по всей видимости, - предполагает автор сюжета, - для окропления подступов к городу освященной водой».
«О том, что вся наша команда делала в те дни, я и многие другие узнали лишь 23 февраля 1942 года, когда нас собрали вместе и поздравили с успехом, – сообщил Киндюк. – Оказалось, что немец ни разу не зашел за те линии, те границы, которые были тогда освящены». По его словам, за выполнение поставленной задачи вся команда, включая священников, получила награды и медали. В настоящее время, пишут в газете «Взгляд», ветерану 92 года, он проживает в доме престарелых нью-йоркского района Бруклин и собирается принять участие в марше «Бессмертный полк», который прошел в Нью-Йорке 6 мая.
На публикацию обратил внимание протоиерей Всеволод Чаплин, поздравивший 9 мая своих подписчиков с Днем Победы. «Впервые опубликован «твердый» факт о том, что в октябре 1941 года Москву на военных самолетах облетали священники с иконами. Сами понимаете, что без ведома Сталина этого произойти не могло», - пишет Чаплин.
Но не только Чаплин обратил внимание на эту новость. На своей странице в Facebook отреагировал на нее и диакон Андрей Кураев, напомнив, что трехместных И-16, на которых якобы осуществлял свою тайную миссию Владимир Киндюк, в природе не существует. Это одноместные самолеты. Об этом можно прочесть в любой военной энциклопедии. Например, в статье историка авиации Михаила Маслова «Истребитель И-16», взятой с сайта «Военная литература», автор уже в предисловии указывает, что И-16 был, по сути, «первым скоростным истребителем - монопланом новой генерации». Все модификации самолета были одноместными.
Что касается радиосвязи на истребителях, в статье «И-16 против Люфтваффе» на сайте «История военной техники» указано следующее: «...из почти трех тысяч «ишачков» <прозвище И-16 — The Insider>, состоящих в начале июня на вооружении советских ВВС, радиостанции РСИ-3 «Орел» имели не более полутора сотен. И хотя на И-16 тип 29, выпущенных в 1940 году, за кабинами имелись специальные отсеки для раций, почти все они были пусты, поскольку радиозаводы не смогли обеспечить поставку. Да и на тех немногих машинах, на которых стояли «Орлы», пользоваться ими было почти невозможно из-за низкой надежности и слабой помехозащищенности этих станций. Несмотря на то, что дальность их действия, согласно заводской документации, составляла 150 км, из-за помех, создаваемых системой зажигания двигателя и другим самолетным электрооборудованием, реальная дальность приема обычно не превышала 30 км, а летчики обычно слышали в наушниках лишь треск и шипение».
Другие подтверждения этому мы получаем из книги «Отцы-командиры», написанной Юрием Мухиным и Александром Лебединцевым, в которой приводятся рассказы военных летчиков. Герой Советского Союза Василий Голубев, лично сбивший на И-16 39 самолетов противника, отмечает, что в условиях отсутствия радиосвязи наземным войскам и пилотам приходилось общаться так: «Пост на земле широкими белыми полотнищами выкладывал направление пролета немцев, а поперек узкими белыми полотнищами выкладывал высоту пролета (скажем, три поперечных полотнища означали 3000 м). Наши истребители разворачивались и летели за немцами, которые уже, во-первых, были от них в 50-100 км, а во-вторых, зная эту систему, немцы пересекали фронт на ложном курсе, а после того, как ВНОС <Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи. - The Insider> терял их из виду, ложились на боевой курс. Такая система наведения истребительной авиации резко снижала результативность ее действий».
В той же книге написано, что сами сотрудники НКАП — Народного комиссариата авиационной промышленности — отмечали, что выпускаемые радиостанции РСИ-3 «Орел» и ей подобные имели большую массу (до 51 кг) и очень низкое качество, вследствие чего были ненадежны в работе и не обеспечивали должного качества радиопередачи и радиоприема.
Другие свидетельства участников войны собраны в статье «О состоянии радиосвязи в истребительных полках ВВС Красной Армии».
Отметим, что никаких сведений об участнике Великой Отечественной войны Владимире Киндюке, кроме ссылок на статью об «освящении» Москвы, обнаружить не удалось.