Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк кремлевских СМИ: Иммануил Кант в конце жизни стал российским подданным и занимал пророссийскую позицию

«Вести» и РИА «Новости» сообщают об отповеди, которую пресс-секретарь губернатора Калининградской области дал федеральному канцлеру Германии Олафу Шольцу. Сюжет «Вестей» озаглавлен «Шольцу напомнили, что Кант скончался, будучи российским подданным»:

«Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков.
„Мне кажется, это больше любых слов всех возможных немецких политиков показывает позицию великого философа относительно России”, — сказал Лысков, комментируя заявление канцлера ФРГ Олафа Шольца на этот счет.
Он также заявил, что для увековечения памяти Канта и его учения никто не сделал больше, чем Россия и Калининградская область, передает РИА Новости.
Ранее Шольц, выступая на торжественной церемонии в честь 300-летия великого философа Канта, заявил, что Россия стремится „любой ценой присвоить Канта и его работы”.
„У Путина нет ни малейших оснований ссылаться на Канта”, — указал канцлер.
Он высказал убеждение, что высказывания и идеи философа не совместимы с позицией России по Украине.
В январе Путин охарактеризовал Канта как великого мыслителя, чьи призывы жить своим умом актуальны и сегодня.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, выступая на заседании Международного Кантовского конгресса, назвал Канта „русским трофеем”».

Вообще-то, когда Шольц говорил о «присвоении Канта» путинским режимом, он не касался темы подданства великого философа, а имел в виду лишь то, что действия нынешних российских властей прямо противоположны идеям Канта. Немецкая газета Die Zeit пишет:

«Путин любит изображать философа, чей родной город Кенигсберг сейчас стал российским эксклавом Калининградом, своим любимым философом. Но, по мнению Шольца, идеи Канта о правах человека и человеческом достоинстве, а также его мысли о войне и мире не могут сочетаться с тем, что практикует российский президент в своей стране, и с нападением на Украину. Российские нападения и разрушения на Украине „представляют собой стремление к разрушению, которое, при его явной чрезмерности, очень немногие из нас в Европе XXI века могли бы счесть возможным”, заявил политик из СДПГ.
Достоинство и автономия личности каждый день попираются и подавляются в зародыше „автократией Путина — например, с помощью цензуры, цифровой дезинформации и слежки”, сказал Шольц. Из философа также нельзя сделать „идеолога агрессивной войны, нарушений международного права и деспотизма”.
Шольц процитировал в своем выступлении противоречивые заявления Путина. Тот заявлял в 2005 году: „Кант был категорическим противником решения любых межгосударственных споров с помощью войны. И мы стараемся придерживаться именно его учения в этой части. Я полагаю, что то предвидение, которое изложил Кант, должно и может быть реализовано нашим поколением”.
В начале 2024 года Путин переосмыслил Канта, когда сказал: „Кант <…> — это фундаментальный мыслитель. И его призыв жить своим умом как нельзя актуален сегодня. Мы так и стараемся делать. Для нас в практическом плане это означает, что мы должны <…> жить своим умом, страна должна руководствоваться своими национальными интересами”. Это абсурд, потому что Кант прямо выступал против вмешательства государств в дела других государств, — говорил Шольц.
Канцлер также подчеркнул актуальное значение работы Канта „О вечном мире”. Хотя в тексте нельзя найти никаких „практических указаний по разрешению военных конфликтов в XXI веке”, есть умные советы, на которые стоит обратить внимание, отметил канцлер: „Любому, на кого напали, разрешено защищаться”. Настоящий мир всегда выходит за рамки простого прекращения огня и отсрочки боевых действий, заявил Шольц».

Но и говоря о подданстве Канта, губернаторский пресс-секретарь неправ. Философ числился подданным императрицы Елизаветы Петровны в течение четырех с половиной лет, с 1758 по 1762 год, когда в ходе Семилетней войны российские войска захватили Кенигсберг, где жил и преподавал в университете Кант; ему вместе со всеми университетскими преподавателями пришлось присягнуть на верность императрице. Город был возвращен Пруссии по условиям Петербургского мирного договора, тогда же его жители вернулись в прусское подданство. Кант после этого продолжал жить в Кенигсберге, где и умер в 1804 году,будучи подданным Пруссии. Так что «трофей», о котором говорил губернатор Алиханов, вернули «законному владельцу».

А об отношении философа к России есть интересная информация в книге современного исследователя Манфреда Кюна «Кант: биография», вышедшей в издательстве Кембриджского университета в 2001 году. Там приводится свидетельство друга Канта, писателя Теодора Готлиба Хиппеля, о беседе 1788 года, в которой оба они участвовали:

«Был политический спор, в котором офицеры были очень активны. Кант, как и я, заявлял, что русские — наши главные враги».

А в записи лекций Канта по антропологии находим такой фрагмент:

«Русские глупы. Например, в Санкт-Петербурге запрещено переходить Неву до сигнала, подаваемого выстрелом из пушки <вероятно, имеется в виду сигнал о том, что установился достаточно прочный лед, чтобы по нему можно было перейти. — The Insider>. Если так случилось, что русский перешел на несколько мгновений раньше и услышал сигнал, он возвращается и переходит снова. Или если часовой, поставленный у Невы, увидит, что кто-то переходит, а тот уже почти перешел, он гонит его назад и ему снова приходится подвергать себя опасности.
Один слуга получил приказ от хозяина никого не пускать в дом; в доме случился пожар, но он настоял на выполнении приказа.
Одному человеку в России приказали перевезти провизию на подводах, но за одну ночь выпало много снега и установился хороший санный путь. Тогда он написал императрице письмо с вопросом, можно ли ему ехать на санях».

Независимо от того, насколько эти анекдоты действительно характеризуют русский национальный характер (любопытно, что в России подобное иногда рассказывают про немцев, приписывая им склонность всегда и везде скрупулезно выполнять распоряжения и инструкции), это показывает истинное отношение Канта к империи, некогда завоевавшей его город и взявшей самого философа в качестве «трофея».