Владимир Путин на пресс-конференции в Пекине заявил:
«На вопрос о том, возможна ли перспектива какого-то мирного урегулирования, я сказал то, что говорил многократно: если украинская сторона хочет реально переговорного процесса, то нужно делать это не какими-то театральными жестами, а нужно первое, что сделать, — отменить декрет Президента Украины, запрещающий вести переговоры.
Мы слышим сейчас, что они вроде как бы готовы к каким-то переговорам уже. Уже и ответственные лица, которые курируют направление внешней политики и которые совсем недавно говорили о том, что нужно нанести России стратегическое поражение на поле боя, сейчас они уже заговорили другим голосом и говорят о том, что нужно решать эти проблемы путем мирных переговоров. Это правильная трансформация, трансформация в правильном направлении, господин Боррель об этом говорит уже, за это похвалю. Но этого недостаточно. Нужно делать конкретные шаги, если действительно есть желание договариваться».
На самом деле верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель 13 октября на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Китая Ван И заявил вот что:
«Эта война должна закончиться. А чтобы закончить войну, нужны переговоры о мире. Лучший способ для нас продвинуть эти переговоры [вперед] — это украинская формула мира, и мы рассчитываем, что Китай поддержит ее».
Украинскую формулу мира изложил в 10 пунктах Владимир Зеленский на саммите G20 в ноябре 2022 года и напомнил о ней в выступлении на заседании Совбеза ООН в сентябре 2023 года. Это:
— радиационная и ядерная безопасность;
— продовольственная безопасность;
— энергетическая безопасность;
— освобождение всех пленных и депортированных;
— выполнение Статута ООН, восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка;
— вывод российских войск и прекращение боевых действий;
— справедливость;
— немедленная защита природы от экоцида;
— недопущение эскалации;
— подтверждение окончания войны.
МИД РФ в марте 2023 года назвал эту формулу «направленной не на установление мира, а на сколачивание антироссийской коалиции».
Что же касается позиции украинских официальных лиц, она остается неизменной: переговоры возможны только после вывода российских войск с территории Украины. Владимир Зеленский в своей речи в Совбезе ООН сформулировал такие условия:
«Первое: полный вывод всех российских войск и военных формирований, включая Черноморский флот России или те дырявые корыта, которые от него останутся за время войны, а также вывод всех наемников и квазивоенных формирований России со всей суверенной территории Украины в пределах наших международно признанных границ 1991 года.
Второе: полный возврат Украине фактического контроля над всей нашей государственной границей и исключительной экономической зоной в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.
Собственно, только выполнение таких двух пунктов приведет к честному, надежному и полному прекращению боевых действий».
16 октября это подтвердил председатель Верховной рады Руслан Стефанчук, выступая на международной конференции Crimea Global. Understanding Ukraine through the south:
«Замораживание войны и отсутствие справедливого наказания для тех, кто ее развязал, тех, кто десять лет совершал преступления в оккупированном Крыму или Донбассе, совершал и совершает военные преступления после полномасштабного вторжения — все это будет означать только подготовку к новой фазе войны. Украина не будет начинать переговоры с Россией, пока российские войска будут оставаться на нашей международно признанной территории. Мы даже не задумываемся над территориальными компромиссами, ведь для Украины нет разницы между Донецкой областью или Львовской, Черниговской или Крымом, Киевом или Севастополем».
Где здесь изменение позиции Украины относительно переговоров, непонятно. Скорее всего, оно существует только в воображении Путина.