В последние дни апреля во французских соцсетях стали появляться ссылки на статью, якобы опубликованную в одной из крупнейших парижских газет Le Parisien. В том числе такие ссылки размещали в Facebook как оплаченную рекламу. В статье под заголовком «Массовый исход ради спасения от военного рабства. Украинцы пытаются избежать неминуемой гибели на передовой» говорится:
«Уход от мобилизации и дезертирство издавна были распространены в Украине. Ужасающие потери, понесенные украинской армией, показали простым украинцам, насколько малы их шансы вернуться живыми с фронта, после чего резко пропало желание „воевать до полного разгрома России”. А запланированное „контрнаступление”, в котором необученные украинские бойцы будут брошены против хорошо обученных бойцов российской армии, сводит эти шансы к нулю. <…>
Интернет пестрит видеороликами, на которых запечатлены массовые полицейские рейды, ставшие единственным средством мобилизации. Мужчин ловят на улицах, в кафе, барах, магазинах. Они пытаются сопротивляться, бороться, звать на помощь, падают на землю, но их заталкивают в машины и увозят.
Украинское общество проявляет редкую солидарность в своем пассивном сопротивлении массовой мобилизации. Уклоняющиеся пользуются симпатией и поддержкой населения. Целые сообщества в социальных сетях обмениваются информацией, начиная от отслеживания в режиме реального времени перемещений офицеров срочной службы. Они сообщают, в каких городах и районах действуют военкоматы, указывают улицы, которых следует избегать в определенное время, и так далее.
Кроме того, пользователи соцсетей объясняют, как избежать внимания военкоматов: передвигаться по городу с загипсованными конечностями или в инвалидной коляске... Самые предприимчивые пытаются нелегально пересечь границу государства — мужчины в возрасте от 18 до 60 лет не имеют права покидать Украину».
Статья опубликована на странице, внешне очень похожей на сайт газеты Le Parisien. В качестве автора указана редакция Le Parisien совместно с агентством AFP. На странице много ссылок на различные публикации Le Parisien, и все они ведут на подлинный сайт газеты.
Для сравнения: так выглядит настоящий сайт Le Parisien.
Впрочем, внимательного французского читателя должна насторожить точка в конце заголовка статьи: во французских СМИ ее никогда не ставят. Адрес сайта, на котором размещена статья, — leparisien.ltd, а у настоящей газеты — leparisien.fr.
Кроме статьи об украинцах, уклоняющихся от призыва и мобилизации, на сайте leparisien.ltd есть всего лишь одна статья, и тоже антиукраинского содержания. Называется она «Украинские спортсмены получат миллион, а французские еле сводят концы с концами», и ее анонимный автор (указано то же самое: Le Parisien совместно с AFP) возмущается тем, что французское правительство решило выделить €1 млн на подготовку сборной Украины к Олимпиаде, а французские спортсмены опасаются, что на них теперь не хватит денег.
На статью в фальшивой Le Parisien обратил внимание французский журналист Фабрис Депре, написавший в Twitter:
«Интересно: фальшивая статья о „массовом исходе [украинцев] ради спасения от военного рабства”, очень плохо написанная, но прекрасно воспроизводящая дизайн сайта Le Parisien. Единственная подсказка, кроме тона статьи: доменное имя».
Французское сетевое издание Pragma сообщило в Facebook о запросе, направленном в командование киберзащиты при министерстве обороны:
«Социальные сети, в том числе Facebook, стали объектом интенсивной дезинформационной кампании через спонсируемый контент. Pragma Media обнаруживает создание многочисленных страниц, выдающих себя за новостные, единственным содержанием которых является распространение спонсированных антизападных и пророссийских ссылок, в частности, направленных на подрыв поддержки Украины. <…>
Бюджет кампании массового распространения представляется значительным. Теоретически политическую и социальную рекламу нельзя транслировать без сертифицированной страницы с соответствующим удостоверением личности. Однако, похоже, что эти объявления не классифицируются как таковая и потому быстро распространяются без соблюдения правил пользования Facebook и без идентификации структуры, покупающей рекламное пространство. Мы не смогли связаться с Facebook по этому вопросу, а [французское] министерство цифровых технологий не ответило. Есть ли у командования какая-либо информация, объясняющая, каким образом эта реклама получает „пропуск” в сети?»
Командование подтвердило получение запроса и заявило, что будет искать контакты, которые смогут прояснить ситуацию.