На встрече с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества Владимир Путин заявил:
«После Второй мировой войны Германия была, как известно, разделена на четыре сектора: американский, английский, французский и советский. Так вот Советский Союз оформил прекращение этого оккупационного статуса, а Соединённые Штаты — нет. Строго говоря, — формально, юридически, — на территории Федеративной Республики Германия находятся американские оккупационные войска. А по факту так и есть: их там очень много.
И сами немецкие политики говорят о том, что после Второй мировой войны Германия никогда не была в полном смысле этого слова суверенным государством. Это не я говорю — это говорят видные, хочу это подчеркнуть, не российскоориентированные, а именно германоориентированные политики».
12 мая 1949 года — через четыре дня после принятия Конституции ФРГ, нового государства, созданного на территории трех западных зон оккупации, — был опубликован Оккупационный статус, подписанный военными губернаторами и главнокомандующими американской, британской и французской зон Германии Льюисом Клэем, сэром Брайаном Робертсоном и Пьером Кенигом. Согласно этому документу, оккупационные администрации контролировали разоружение и демилитаризацию, защиту и безопасность союзных войск, внешние связи и международные соглашения, заключаемые Германией, внешнюю торговлю, выполнение положений Основного закона и земельных конституций и некоторые другие сферы. При этом Верховная союзная комиссия трех оккупирующих держав сохраняла за собой право по указанию своих правительств вновь полностью или частично брать на себя полное осуществление власти, если это будет необходимо для их безопасности или для сохранения демократической формы правления в Германии.
Оккупационный режим постепенно смягчался; так, в 1951 году было создано министерство иностранных дел ФРГ. Но оккупационные власти сохраняли право вмешиваться в политику нового немецкого государства.
26 мая 1952 года в Бонне канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и министры иностранных дел Великобритании, США и Франции подписали Договор о Германии, известный также как Общий договор, прекращавший оккупационный статус Германии и во многом, хотя и не полностью, восстанавливавший ее суверенитет. Был также подписан договор о Европейском оборонном сообществе, предусматривавший создание Францией, Италией, странами Бенилюкса и Федеративной Республикой объединенной армии; здесь Германия рассматривалась как равноправный партнер. Этот договор не вступил в силу, так как его не ратифицировало французское Национальное собрание. В результате не состоялось и вступление в силу Общего договора.
В 1954 году было принято Парижское соглашение об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами; в него были включены положения Общего договора, в том числе прекращение оккупационного статуса и упразднение Верховной союзной комиссии. В мае 1955 года ФРГ стала полноправным членом НАТО. Но в соглашении была оговорка:
«Принимая во внимание международное положение, Три Державы сохраняют права, которые они до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении размещения вооруженных сил в Германии и охраны их безопасности. <…>
Относительно размещения этих вооруженных сил на территории Федеративной Республики Три Державы будут консультироваться с Федеративной Республикой в той мере, в какой это позволяет военное положение. Федеративная Республика, в соответствии с этим Соглашением и дополнительными соглашениями, будет в полной мере сотрудничать, чтобы облегчить этим вооруженным силам выполнение их задач».
Только после согласия Федеративной Республики Три Державы будут размещать на территории Федеративной Республики, как часть своих вооруженных сил, вооруженные силы любого государства, которое в настоящее время не выставляет таких контингентов. Тем не менее такие контингенты, в случае нападения извне или непосредственной угрозы такого нападения, могут быть введены на территорию Федеративной Республики без согласия Федеративной Республики, однако по устранении опасности могут оставаться там только с согласия Федеративной Республики».
Это уже не оккупационный статус, у трех держав больше нет права вмешиваться в политику Германии и отклонять принимаемые Бундестагом законы, но право вводить без согласия властей ФРГ на территорию страны дополнительные контингенты войск в случае угрозы нападения извне у них остается. В этом смысле суверенитет ФРГ и после 1955 года оставался ограниченным.
С 1963 года войска НАТО в ФРГ размещались уже на основании Устава НАТО, а действие договора о размещении войск прекратилось. Права союзников действовать в чрезвычайных ситуациях без согласия ФРГ сохранялись до 1968 года, когда было принято законодательство ФРГ о чрезвычайном положении.
12 сентября 1990 года в Москве ГДР, ФРГ, Великобритания, СССР, США и Франция подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, известный также как Договор 2+4, включающий такую формулировку:
«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик и Французская Республика настоящим прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом. В результате прекращают свое действие соответствующие связанные с ними четырехсторонние соглашения, решения и практика и распускаются все соответствующие институты четырех держав.
В соответствии с этим объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами».
Немецкий историк, профессор Боннского университета Ханс-Юрген Кюстерс указывал:
«Каждое федеральное правительство, независимо от его партийно-политической направленности, неизменно утверждало, что Федеративная Республика Германия является суверенным государством на основе Парижских соглашений. Однако в лучшем случае тем самым имелся в виду политический суверенитет. Ибо ее суверенитет ограничивался непреодолимыми барьерами, пока Германия была разделена, а мирное урегулирование всех этих вопросов с Четырьмя Державами отсутствовало. Каждое федеральное правительство стояло перед дилеммой достичь единства Германии согласно обязательству, содержащемуся в Основном законе, не подрывая при этом правовых позиций Четырех Держав в их германской политике. В противном случае ответственность Четырех Держав, а также требования Бонна о предоставлении права на самоопределение для всех немцев после заключения мирных соглашений лишились бы своей основы.
Вплоть до воссоединения Германии в 1990 году особо оговоренные права союзников представляли собой существенную международно-правовую преграду для существования Германии как единой страны. Между Вашингтоном, Лондоном и Парижем существовало в этом вопросе молчаливое согласие. Несмотря на эти ограничения, де-факто они относились к Федеративной Республике как к политически равноправной державе в западном союзе. Однако де-юре Федеративная Республика Германия между 1955 годом и формальным вступлением в силу „Договора 2+4” 15 марта 1991 года была государством с ограниченным суверенитетом».
Так что Путин со своим заявлением о неполноценности суверенитета Германии опоздал как минимум на 32 года. Оккупационный же статус был официально прекращен 68 лет назад.