В «Вестях недели» вышел сюжет собкора ВГТРК в Нью-Йорке Валентина Богданова о внутриполитической борьбе в США. Предваряя сюжет, Дмитрий Киселев заявил:
«Президент Байден сам нагнетает ситуацию. Экс-президента Трампа и республиканцев он называет „воплощением экстремизма, который угрожает самим основам” США. А ведь за Трампа на последних выборах проголосовали 72 миллиона избирателей. При этом уровень доверия самому Байдену ниже некуда. Августовский опрос агентства Gallup показал, что лишь 38% респондентов удовлетворены работой президента».
Автор сюжета так рассказывает о недавно произнесенной речи Байдена:
«Под гимн „Да здравствует вождь!” вождь вышел из тьмы с женой и двумя морскими пехотинцами. Антураж, который больше вяжется объявлением войны, но Байден нашел врагов народа внутри самого народа: „Слишком многое из того, что происходит сегодня в нашей стране, ненормально. Дональд Трамп и республиканцы MAGA представляют собой экстремизм, который угрожает самим основам нашей республики. Нет никаких сомнений в том, что Республиканская партия сегодня находится под влиянием, движима и запугана Дональдом Трампом и MAGA республиканцами. И это угроза для страны”».
Но прежде чем об этом сообщить, Богданов привел слова Трампа, с которым, видимо, полностью согласен:
«Как вы знаете, на этой неделе Джо Байден приехал в Филадельфию, чтобы произнести самую ужасную ненавистническую речь, когда-либо произносимую президентом США. Он оклеветал 75 миллионов граждан как угрозу демократии и врагов страны. Но, по правде говоря, это он враг государства. Враги государства — он и та группа людей, которая его контролирует, кружит вокруг него, приговаривая: сделай это, Джо, сделай то».
В действительности Байден, говоря о «MAGA-республиканцах» (сокращение от предвыборного лозунга Трампа в 2016 году Make America Great Again — «сделаем Америку снова великой»), имел в виду, конечно же, не 74,2 млн американцев, проголосовавших за Трампа в 2020 году (Трамп не был бы собой, если бы не преувеличил их число хотя бы немного), а тех, кто после победы Байдена требует отменить результаты выборов и сочувствует группе экстремистов, пытавшихся захватить Капитолий, чтобы помешать подведению их итогов. Байден особо подчеркнул, что экстремистов осуждают не только сторонники демократов, но и консерваторы, процитировав назначенного президентом Джорджем Бушем-старшим отставного судью Апелляционного суда США Майкла Латтига, республиканца, назвавшего Трампа и его крайних сторонников «явной и реальной опасностью для нашей демократии».
Но Богданов не обращает внимания на эту цитату, как и на общую направленность речи Байдена, а его разъяснение, сделанное в ответ на обвинения со стороны Трампа, трактует так:
«Меньше чем через сутки Байден хлопотливо попытался взять назад слова речи, которую уже назвали самым мрачным политическим высказыванием в новейшей истории США».
Заодно автор сюжета пытается изобразить Байдена каким-то чуть ли не тоталитарным лидером, упоминая гимн «Да здравствует вождь». Эффекта удалось достичь с помощью творческого подхода к переводу. При выходе Байдена на трибуну прозвучал полуофициальный персональный гимн президента США Hail to the Chief, который по традиции с середины XIX века сопровождает появление президента на официальных мероприятиях. Слово chief в английском языке многозначное, это не только вождь, но и глава, лидер, командующий (к примеру, chief editor — это главный редактор), так что в данном контексте самый уместный перевод названия гимна — «Приветствие главе государства».
А вот что Богданов рассказывает о непопулярности Байдена:
«„Если вы не согласны с большинством американцев, то знайте, что это крайность. Это экстремистский путь мышления”, — заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
За Трампа проголосовали 70 миллионов человек. А политику Байдена поддерживают 38% взрослых американцев. То есть кто тут на самом деле меньшинство, еще нужно разобраться».
Разбираться Богданов предоставил ярому стороннику Трампа, ведущему Fox News Такеру Карлсону:
«Министр информации Джо Байдена Карин Жан-Пьер — наверное, самый дискредитировавший себя оратор в истории революций. <…> Она просто невероятна. Итак, вопрос классу: дети, 38% — это меньше или больше „большинства”? Математика не является сильной стороной Карин Жан-Пьер и, конечно же, не является сильной стороной ее босса».
Карлсону и Богданову, вероятно, невдомек, что бывает не только абсолютное большинство (больше 50%), но и относительное — когда сторонников одного человека или решения больше, чем сторонников другого. А сложности с математикой на самом деле не столько у Жан-Пьер и Байдена, сколько у Карлсона. Вообще-то за Трампа голосовали даже не 70, а 74,2 млн человек, но это около 22% от населения США; правда, тут учитываются и несовершеннолетние. От числа американцев, имевших в 2020 году право голоса, это около 30%.
Но еще интереснее, что уровень популярности Байдена в 38% — это заведомо устаревшие данные. По информации портала fivethhirtyeight.com, публикующего ежедневно обновляемый рейтинг одобрения президента на основе многочисленных федеральных и региональных опросов, популярность Байдена долгое время снижалась и 21 июля опустилась до низшей точки в 37,5%, но после этого начала расти и ко дню выхода сюжета Богланова в «Вестях недели» достигла 42,7%.
Fivethhirtyeight.com 2 сентября даже опубликовал статью о причинах роста популярности Байдена. По мнению авторов статьи Моники Поттс и Зохи Камар, Байден в последнее время выполняет свои предвыборные обещания, добился принятия специального закона о борьбе с инфляцией, списал кредиты, выданные государством студентам на образование, упростил предоставление медицинских льгот ветеранам кампаний в Ираке и Афганистане. Топливо в США начиная с июня постоянно дешевеет. Ситуация на рынке труда благоприятная, беспокойство американцев по поводу экономики ослабевает. А ликвидация лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири вытеснила из памяти американцев неудачное завершение афганской кампании, котрое в свое время положило начало падению популярности Байдена. Авторы считают вполне вероятным продолжение роста популярности президента.
Результат в 42,7% не так уж плох. Уровень популярности Дональда Трампа на 594-й день его президентского срока составлял 40,2%, Барака Обамы — 45,9%, Билла Клинтона — 42,5%, Рональда Рейгана — 42%, Джимми Картера — 42,8%, а самый низкий был в 1947 году у Гарри Трумэна — 34%.
А вот нынешний уровень одобрения Трампа, по данным того же fivethhirtyeight.com, всего 39,8%. К тому же в начале августа в опросах о том, за какую партию избиратели готовы голосовать на выборах в Конгресс, демократы обошли республиканцев и с тех пор с небольшим перевесом лидируют.