Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Кремлевские СМИ растиражировали неграмотное заявление китайского блогера о том, что Россия может претендовать на Клайпеду

РИА «Новости» опубликовало материал под заголовком «В КНР заявили, что Россия может предъявить Литве территориальные претензии». В нем говорится:

«Россия может предъявить Литве территориальные претензии на Клайпедский порт после решения Вильнюса по транзиту в Калининград, заявил в колонке для „Гуаньча” журналист Хоуша Юэгуан.
Он отметил, что Москва может принять несколько ответных мер как экономического, так и политического характера, в том числе и вопрос о возвращении полученных после 1945 года территорий.
„(Россия может выдвинуть. — Прим. ред.) требование вернуть Клайпедский порт (известный в Германии как Мемель), который был передан Советскому Союзу на основании Потсдамской конференции 1945 года. Уже позже, через некоторое время после войны Иосиф Сталин решил отдать его Литве. Как правопреемник Советского Союза Литва, нарушив соглашение о пограничных перевозках, создала необходимость пересмотреть право собственности на Клайпедский порт”, — заявил Юэгуан».

Утверждение китайского журналиста синхронно с РИА растиражировали телеканал РЕН, «Московский комсомолец», Lenta.ru, «Комсомольская правда», Regnum, РИА ФАН и многие другие кремлевские СМИ.

Впрочем, повод для такой массовой информационной кампании трудно счесть существенным. Текст Хоуша Юэгуаня — даже не колонка, а блог на сайте частного онлайн-издания «Гуанча», владелец которого — предприниматель Эрик Сюнь Ли — известен националистическими взглядами. А в истории вопроса блогер разбирается слабо.

В его тексте содержится, в частности, такой пассаж:

«Этот шаг пошатнет статус Литвы как члена НАТО, поскольку статья 6 Североатлантического договора гласит, что у государств-членов не должно быть территориальных споров».

Начнем с того, что в Североатлантическом договоре нет никаких упоминаний территориальных споров между участниками альянса и третьими странами. Формулировка о территориальных спорах появилась в опубликованном в 1995 году «Исследовании о расширении НАТО» (Study on NATO Enlargement):

«Государства, имеющие этнические или внешние территориальные споры, ирредентистские претензии или внутренние споры о юрисдикции, обязаны разрешить их мирно и в соответствии с принципами ОБСЕ. Решение таких споров может быть фактором при принятии решения о приглашении государства в альянс».

Как видим, формулировка касается только претендентов на вступление в НАТО; никаких возможностей поставить под вопрос статус государства, уже принятого в альянс, нет. Да и жестким требование к претендентам разрешение территориальных споров никогда не было; так, в НАТО принята Хорватия, у которой до сих пор не решен вопрос о пограничной линии с Сербией на Дунае. Но значительно существеннее другое: у России нет никаких правовых оснований претендовать на Клайпеду.

Город Клайпеда (немецкое название Мемель) основан в XII веке Ливонским орденом на землях, населенных куршами — балтийским народом, впоследствии смешавшимся с литовцами и латышами. С тех пор и до окончания Второй мировой войны население города было преимущественно немецким, а окружающих земель — куршским и литовским.

С XVI века город принадлежал Пруссии и впоследствии Германии. По итогам первой мировой войны Мемельская область была отторгнута от Германии и управлялась временной французской администрацией, но в 1924 году в результате восстания, инспирированного властями Литвы, вошла в ее состав. В 1939 году гитлеровская Германия предъявила Литве ультиматум с требованием возврата области; Литва была вынуждена согласиться.

По решению Потсдамской конференции 1945 года Мемельская область была передана СССР и вошла в состав Литовской ССР. Совершенно неграмотно утверждать, что Сталин «решил отдать» эти земли Литве: независимая Литва тогда не существовала, советское руководство всего лишь приняло решение об административно-территориальном делении присоединенных территорий.

Странное утверждение РИА о Литве как «правопреемнике СССР» — возможно, ошибка при переводе с китайского. Выход Литвы из Советского Союза фактически состоялся в 1990 году и был признан еще существовавшим СССР в сентябре 1991 года, то есть на момент распада союза (декабрь 1991 года) его частью Литва не была. Правопреемником СССР считается как раз Россия, в 1993 году взявшая на себя все обязательства распавшегося государства по внешнему долгу.

Но правопреемство не означает права отменить любое решение правительства бывшего СССР и принять взамен него новое; иначе получалось бы, что Россия имеет право на любую территорию, когда-то входившую в СССР. Даже аннексия Крыма в 2014 году формально не была основана на отмене решения 1954 года о передаче полуострова из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Тем более подобные претензии невозможно выдвинуть в отношении Клайпеды, которая в период принадлежности СССР всегда находилась в составе Литовской ССР.

Остается добавить, что решение о прекращении транзита определенных грузов через территорию Литвы приняла не Литва, а ЕС; запрет на транзит продукции из стали черных металлов — часть 4-го пакета санкций. Представитель Еврокомиссии Эрик Мамер во вторник подтвердил, что «Литва по сути делает то, что должна делать в условиях режима санкций».