Зампред Совбеза Дмитрий Медведев написал в своем Telegram-канале:
«В бесконечном танго экономических санкций против России как-то потерялся вопрос, а на кого они все-таки направлены. Кого все-таки хотели наказать их авторы?
Президента, политическое и военное руководство страны? Нет. Это очевидно. И это признают их творцы. Ни у кого из нас нет иностранного имущества, счетов и значимых интересов за границей. Мы не ездим туда отдыхать и работать.
Крупный бизнес из России? Да, они, конечно, понесли значительные по суммам издержки. Лишились заграничного имущества. Но признаемся по-честному — для них эти конфискации совсем не фатальны. Они и так проживут. У них и в России много чего осталось. Этого хватит и им самим, и их потомкам.
Тогда — против кого это все?
Вывод напрашивается отвратительный — эти санкции направлены именно против народа России».
Что же, работать за границу Медведев действительно не ездит. Отдыхать за рубежом для него тоже довольно затруднительно; правда, было время, когда его жена отдыхала в Италии, снимая фешенебельный отель целиком. Но вот с имуществом все несколько сложнее.
В 2017 году Алексей Навальный и ФБК выпустили фильм-расследование «Он вам не Димон» о собственности тогдашнего премьера, хитроумным образом оформленной на благотворительные фонды и компании, номинально принадлежащие его близким знакомым. В числе таких объектов и итальянская винодельческая компания Fattoria della Aiola S.r.l., владеющая виноградниками в Тоскане недалеко от Сиены. Формально Aiola принадлежит офшорной компании Furcina Ltd., владельцем которой, в свою очередь, числится доверенное лицо и друг Дмитрия Медведева Илья Елисеев. В расследовании Навального говорится:
«Сумма покупки — почти 10 миллионов долларов. За эту сумму офшору достался 1 миллион квадратных метров тосканских виноградников, оливковых рощ и лесов. А также несколько тысяч квадратных метров производственных помещений и даже старинная вилла с 30 комнатами».
Навальный отмечает, что за три месяца до приобретения компании в Тоскане побывала жена Медведева Светлана, по обыкновению сняв пятизвездочный отель целиком. Возможно, поездка была связана с выбором компании для покупки; впрочем, Навальный оговаривается, что это лишь гипотеза. Отель расположен примерно в 130 км от виноградников Aiola.
После приобретения компании ее управляющим был назначен тот же человек, который до этого руководил винодельческим предприятием под Анапой, тоже связанным с Медведевым. Навальный отмечает:
«У винодельни есть свой сайт с русскоязычной версией. В разделе „История компании” прямо написано, что в 2012 году компанию выкупили российские предприниматели и начали масштабное обновление».
По адресу, указанному в расследовании, сейчас находится сайт индонезийской страховой компании с тем же названием, что и у тосканской винодельни — Aiola. Сайт винодельни переехал на другой адрес, русскоязычная версия исчезла (доступна в архиве), но сохранилось упоминание о 2012 годе как о начале нового периода в работе компании:
«Для нас 2012 год — это год открытия новой страницы в истории Aiola.
Некоторые из старых виноградников засаживают новыми, более качественными клонами санджовезе, менее восприимчивыми к болезням и жаре, в то время как за ценными старыми лозами тщательно ухаживают. Были посажены новые виноградники, что обеспечило непрерывность и постепенное расширение производства. Доминирующий сорт винограда, конечно же, санджовезе. Fattoria della Aiola продолжает традицию выращивания автохтонных тосканских сортов и отборного международного винограда, который хорошо сочетается с нашим терруаром».
О каких-либо изменениях после 2012 года компания не сообщает, так что с некоторой долей вероятности можно предположить, что ее владелец не изменился.
В 2017 году The Insider писал еще об одном зарубежном объекте, принадлежащем предпринимателям, по их собственному признанию, «представляющим интересы Дмитрия Медведева». 50% верфей Wadan Yards в немецких городах Висмар и Варнемюнде (земля Мекленбург-Передняя Померания) через сложную схему выкупила кипрская офшорная компания, контролируемая членом совета директоров «Газпрома» Игорем Юсуфовым и его сыном. Вскоре верфи обанкротились, а Юсуфовы в 2009 году купили их целиком, переименовав в Nordic Yards. в ходе расследования дела «русской мафии» в Испании в 2011–2012 годах выяснилось,что через счета верфей отмывали деньги. похищенные у Финансовой лизинговой компании, гендиректор которой сообщил The Insider, что одним из двух конечных бенефициаров офшорной компании-владельца верфей был Медведев. Второй бенефициар, Игорь Юсуфов, говорил, что действует «в интересах и по поручению» Медведева.
Впрочем, сейчас Медведев верфями не владеет; в 2016 году их продали малайзийской Genting Group.