У госкорпорации «Ростех» накопилось огромное количество проблем в том, что касается оборонной продукции, заявил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов в интервью РБК. Назначение на должность министром обороны Андрея Белоусова было неожиданно, признался он, но, с другой стороны, правильно, потому что «сегодня нужен человек, который рассматривал бы оборонную промышленность не просто как источник получения вооружения, а в том числе как достаточно большую сферу экономики, которая дает возможность для развития гражданской продукции».
У самого «Ростеха» доля гражданской продукции составляет 35%, остальное — оборонка, ведь госкорпорация на 80% обеспечивает потребности в вооружении армии, задействованной в войне с Украиной. «Рентабельность производства продукции у нас сегодня составляет всего 2,28%», — пожаловался Чемезов. Тогда как должна быть «минимум 5%», а вообще — от 5 до 10%. Такая низкая рентабельность, по его словам, тормозит прогресс:
«Речи о создании какой-то современной продукции на те деньги, которые мы зарабатываем, вообще не может идти. Просто на эти деньги ничего не сделаешь. Если только Министерство обороны нам выделяет на ОКРы или НИОКРы прямое инвестирование, вот только за счет этого мы создаем новую современную технику. А из собственных средств далеко не все в состоянии делать. Многие предприятия просто... они „лишь бы выжить‟».
Предприятия России в целом в 2023 году увеличили прибыльность, по данным Росстата. Но есть три основных фактора, которые рентабельность снижают: ускоренный рост зарплат, ослабление рубля и высокая ключевая ставка.
Интервью Чемезова кажется демонстрацией совпадения позиций с новым министром обороны, комментирует The Insider политолог, сотрудник Центра изучения гражданского общества и прав человека имени Эндрю Гагарина Алексей Гилев. «Белоусов известен тем, что поддерживает большие вложения в оборонку и любит развитие технологий. И Чемезов говорит: „А мы как раз хотим развивать технологии‟. Это читается как нехитрое встраивание в официальные тезисы», — комментирует он.
Владимир Путин и сам связал назначение Белоусова с тем, что «расходы на военную составляющую растут». В середине 1980-х, напомнил он, совокупные расходы СССР на оборону и безопасность составляли примерно 13% ВВП, а в 2024 году — около 8,7% или чуть больше.
«Это, конечно, не 13%, как было в Советском Союзе, но все-таки уже солидная величина, это большой ресурс, и мы обязаны распорядиться им очень рачительно и эффективно», — сказал Путин. В 2024 году 13% ВВП — это более 23 трлн рублей. Сейчас в бюджете на 2024 год предусмотрено на национальную оборону 10,8 трлн рублей, а еще 3,4 трлн рублей — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Белоусов, руководивший экономическим блоком в правительстве, по его словам, «прекрасно понимает, что нужно сделать для того, чтобы экономику всего силового блока и министерства обороны как ключевого звена этого блока вписать в общую экономику страны».
Путин сказал, что не хочет тратить деньги впустую, комментирует Гилев:
«Вероятно, это сообщение многими в России было понято как намерение Путина экономить деньги, он же заботится о людях. Но Чемезов как бы сообщает, что нет, это про то, что „Ростех‟ будут финансировать больше».
Отсылка на низкую рентабельность, по словам ученого, — это удобный повод сказать, что президент на самом деле не станет сокращать финансирование пушек для финансирования масла: «нам сейчас нужны вложения, чтобы сделать производство пушек более эффективным».
Опытно-конструкторские работы и Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы.