В России разбился очередной военный самолет, на этот раз — в Приморском крае. Истребитель МиГ-31 потерпел крушение сразу после вылета и упал в лесу возле села Алексеевка, сообщили в Минобороны.
Военные говорят, что вылет был учебным и выполнялся без боекомплекта в безлюдной местности, а летчики катапультировались. Разрушений на земле нет, а причиной аварии министерство называет «техническую неисправность».
Осенью падения военных самолетов в России участились. За три месяца это уже седьмой такой случай. С начала войны — 12. Причем если верить Минобороны, то почти все полеты были учебными. Катастрофы происходили в том числе с жертвами среди мирных жителей — в первую очередь, речь идет о крушении бомбардировщика Су-34 в Ейске Краснодарского края, который упал возле девятиэтажного дома. В результате погибли 15 человек.
Западные эксперты, например, аналитик RAND Corporation Майкл Бонерт, начали предполагать, что такое количество крушений, которое произошло за короткий промежуток времени, может говорить о какой-то фундаментальной причине, и эта причина — санкции. Россия потеряла несколько типов самолетов, включая те, что в войне широко задействованы не были (МиГ-31, Су-30), пишет Бонерт, и можно было бы предположить, что это из-за отсутствия высококвалифицированных кадров. Но крушения участились до объявления мобилизации, да и после нее персонал на фронт не отправляли, а ущерб от катастроф был незначительным (кроме инцидента в Ейске). Наиболее вероятной он считает версию, учитывающую отсутствие материалов и инструментов, которые нужны для качественного ремонта и обслуживания самолетов. Именно это, по его словам, и говорит об эффективности санкций.
Тем не менее, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис, с которым поговорил The Insider, считает, что санкции к этим происшествиям никакого отношения не имеют, так как 99% российской военной авиации — это самолеты, в которых «нет ни одной импортной детали, ни одной заклепки, ни одной импортной электронной комплектующей». И речь идет о «летных происшествиях», которые случаются так же, как и ДТП:
«Это всё советская конструкция. Только в самых последних самолетах, например в Су-35, могли появиться импортные комплектующие. Но в целом падают самолеты все-таки советского производства. Поэтому я ничего сенсационного в падениях не вижу, потому что в авиации всегда имели место летные происшествия (без гибели людей — авария, с гибелью называется катастрофа). Любые случайности возможны, причин — масса, например человеческий фактор: ошибка в технике пилотирования, или же технический состав что-то проглядел (не дозаправил топливо или заправил некондиционным топливом). Это техника. Любой механизм может отказать, любой человек может допустить ошибку. Поэтому я не думаю, что стоит особенно нагнетать страсти».
Случаи крушения
Утром 11 сентября Baza сообщила о падении истребителя Су-34 в Крыму. Катастрофа произошла на границе Разнодельненского и Красноперекопского районов, пилоты успели катапультироваться. Причины падения не назывались.
1 октября Baza рассказала об еще одном инциденте — на аэродроме «Бельбек» в Крыму. Неназванный военный самолет при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, скатился с горы и загорелся. По этим данным, на борту сдетонировал боеприпас, произошел взрыв. Летчик катапультировался.
9 октября в Ростовской области разбились сразу два самолета: рядом с хуторами Сибирьки и Рогалик. В первом случае Су-24 совершил жесткую посадку в поле — начал падать после учебного полета, но экипаж успел катапультироваться. Во втором — рухнул штурмовик Су-25, пилот погиб. Местные издания писали, что вылет был боевой.
17 октября произошла трагедия в Ейске. Полковник авиации в отставке Виктор Алкснис в беседе с The Insider рассказывал, что Су-34, судя по всему, выполнял учебный полет, никаких бомб и ракет на борту не было, а при его падении начали рваться снаряды.
Следующая катастрофа случилась спустя несколько дней — 23 октября истребитель Су-30СМ упал на двухэтажный дом в Иркутске. В момент крушения там никого не было, оба летчика погибли. СК выдвигал две версии: отказ техники и ошибка пилотирования. РИА «Новости» писало, что пилоты могли потерять сознание в полете из-за неправильной подготовки кислородных баллонов.
Весной и летом сообщалось о пяти случаях падения военных самолетов: в первый же день вторжения это был Ан-26 в Воронежской области, 8 апреля — МиГ-31 в Ленинградской области, 17 июня — Су-25 в Белгородской области, 21 июня — Су-25 в Ростовской области, 24 июня — Ил-76 в Рязанской области.
Техника стареет. Американские стратегические бомбардировщики B-52 были выпущены в 50-х годах, они уже летают почти 70 лет, и, насколько я знаю, планируется проводить модернизацию, они будут летать до 100-летнего возраста. Есть определенные соотношения количества происшествий в воздухе в зависимости от налета часов. Ничего удивительного, чтобы бить во все колокола, пока я не вижу.
Мы не знаем количество боевых потерь нашей авиации, потому что эти данные секретны. Но если даже мы возьмем за истину цифры из зарубежных источников (говорят, что в Украине мы потеряли якобы 50 летательных аппаратов), то за один год понести столько небоевых потерь невозможно, поскольку их скрыть очень трудно. Посчитайте, сколько за этот год было летных происшествий. И если поверить, что мы потеряли 50 самолетов, и сравнить эти цифры, то, я повторюсь, небоевых потерь такого количества за этот год не было, — обращает внимание Алкснис.