Российские металлурги вынуждены работать в убыток из-за войны с Украиной. Санкции лишили отечественные компании доступа к премиальному европейскому рынку, вынужденный «разворот на Восток» привел к слишком высоким логистическим издержкам, а слишком крепкий курс рубля обвалил доходы предприятий. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитиков BCS Global Markets (BCS GM).
Только одна компания экспортирует свою продукцию в прибыль — и то лишь по той причине, что для нее сделано небольшое исключение в европейских санкциях. Речь идет о Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) миллиардера Владимира Лисина, который сохранил поставки в ЕС стальных полуфабрикатов (слябов). Импорт этой продукции из России в Европу частично разрешен — поставлять можно не более 3,7 млн тонн ежегодно вплоть до 2024 года.
Импортные поставки невыгодны для российских компаний из-за слишком крепкого курса рубля. Аналитики отмечают, что для поставок металлопроката уровень безубыточности начинается при курсе примерно на 37% выше текущего, то есть от 85 рублей за доллар. Для поставщиков железной руды эта планка чуть ниже, необходимое падение оценивается в 16%, до 72 рублей за доллар.
«В июне–июле у ряда компаний черной металлургии уже зафиксирована отрицательная рентабельность, это касается НЛМК, ММК, „Тула-сталь“, „Новосталь-М“», — говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров еще в августе.
Российские компании выживают благодаря российскому рынку, где рентабельность, по оценкам экспертов, составляет примерно 30%. За прошлый год российские металлурги произвели 65,9 млн тонн стальной продукции, из них на экспорт отправилось 28,3 млн тонн (42,9%). В 2022 году ожидается, что экспорт упадет на 8–13%, санкции затронули примерно 4,8 млн тонн различной металлургической продукции. Аналитики отмечают, что решения проблем металлургов пока не предвидится, однако найти подтверждения в отчетах компаний пока не выйдет: до конца года им разрешено не публиковать публичные отчетности о своей деятельности.
При этом ситуация для металлургов стала несколько лучше, чем летом, когда падение выручки фиксировалось даже на внутреннем рынке. Тогда компании жаловались на падение рентабельности во всех сегментах рынка.