Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.22
Поддержите нас English
  • 1376
Новости

Проблема сбита. 5 трагических случаев, когда военные сбивали гражданские самолеты

Минобороны подготовило проект постановления, которое должно разрешить военным сбивать пассажирские самолеты, нарушившие правила российского воздушного пространства. Согласно документу, такая мера может быть применена при условии угрозы экологической катастрофы или массовой гибели людей. Документ еще проходит межведомственные согласования.

The Insider вспоминает пять трагических случаев, когда пассажирские самолеты были сбиты военными.

Катастрофа Boeing 727 на Синае

Авиакатастрофа произошла 21 февраля 1973 года над Синайским полуостровом. Самолёт выполнял рейс LN 114 по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн. На борту авиалайнера находились 9 членов экипажа и 104 пассажира.

При подлёте к Каиру самолёт шёл над сплошной облачностью, к тому же ниже бушевала пыльная буря, что вынуждало пилотов ориентироваться только по приборам. На высоте 6000 метров ливийский самолет пересёк Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, который в то время контролировал Израиль. Его засекли радары, и в воздух поднялись два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля.

Израильские лётчики попытались связаться с экипажем ливийского самолёта, но связь не работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, а один из истребителей даже запустил предупредительную ракету, на что экипаж самолета руками показал, что они поняли команду.

Когда экипаж снизился и увидел, что его выводят на авиабазу, он ошибочно решил, что египетские МиГ-и просто показывали ему, что он оказался несколько восточнее Каира, поэтому выполнил поворот на запад. Этот манёвр был расценён израильским командованием как попытка к бегству. Истребители начали стрелять по корневым частям крыла. Самолет стал терять высоту и разбился при ударе о землю.

Ливийский Boeing 727-224 в окружении израильских истребителей F-4.Компьютерная реконструкция.

В происшествии выжили второй пилот и 4 пассажира, остальные 108 человек погибли.

Всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар.

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином

Авиакатастрофа произошла  1 сентября 1983 года. Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines выполнял международный рейс по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул, на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт по неустановленной причине стал отклоняться от назначенного курса. Спустя некоторое время он настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а оказался над островом Сахалин. Там он был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 км к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек.

Истребитель-перехватчик Су-15, находясь вне зоны видимости пилотов лайнера, сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки. В своих воспоминаниях пилот перехватчика Су-15 Геннадий Николаевич Осипович отмечает, что предупредительные выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами, и пилоты лайнера могли их не заметить. Также он рассказал, что не пытался связаться с самолётом по радио — это требовало перехода на другую частоту. Лётчик признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным: самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км/ч (по прибору), что советский пилот принял за попытку ухода от перехвата — дальнейшее снижение скорости привело бы к сваливанию перехватчика в штопор.

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя, Япония)

Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ICAO), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Катастрофа A300 над Персидским заливом

Авиакатастрофа произошла 3 июля 1988 года. Самолет Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал пассажирский рейс по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай, но через 7 минут после вылета из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, был сбит ракетой «земля-воздух», выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США. Погибли все находившиеся на его борту 290 человек — 16 членов экипажа и 274 пассажира, включая 65 детей.

Во время пуска ракеты крейсер «Vincennes» находился в территориальных водах Ирана.

Ракета стартует с передней площадки крейсера «Vincennes» во время учений в 1987 году. Эта же пусковая установка была применена для стрельбы по рейсу IR655

Американское правительство заявило, что иранский авиалайнер по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Однако иранское правительство утверждает, что «Vincennes» сознательно атаковал гражданский самолёт.

Основной причиной инцидента в официальном рапорте названо психологическое состояние команды «Vincennes», действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя.

Иранское правительство считает атаку гражданского самолёта преднамеренным незаконным актом. По мнению официальных представителей Ирана, даже в случае ошибки опознавания, которую Иран ставит под сомнение, обстрел гражданского самолёта в нейтральных водах является следствием преступной халатности, а не несчастным случаем, и должен рассматриваться как международное преступление. Американское правительство рассматривает случившееся как военный инцидент и считает, что команда крейсера действовала в соответствии с текущими обстоятельствами.

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем

Авиакатастрофа произошла 4 октября 2001 года. Самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта рухнул в Чёрное море. Все находившиеся на его борту 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа) погибли.

Мемориал жертвам катастрофы

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой «С-200», запущенной силами ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона черноморского флота российско-украинских военных учений.

Министр обороны Украины Александр Кузьмук принёс извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны. Во время расследования были уволены три генерала (в том числе командующий войсками ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачёв) и ряд старших офицеров Вооружённых сил Украины.

Катастрофа рейса MH-17

Boeing-777, вылетевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в Донецкой области 17 июля 2014 года. В результате погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Среди погибших были граждане десяти государств, большинство из которых граждане Нидерландов — 193 человека.

Примерно в 16:20 по местному времени самолёт был сбит ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Боевая часть ракеты взорвалась слева от самолёта,  непосредственно возле кабины пилотов. В результате поражения самолёт начал распадаться в воздухе — кабина пилотов и половина салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю, оставшаяся часть самолёта продолжила лететь ещё около 8,5 км в восточном направлении, элементы верхней части самолёта были сорваны встречными потоками воздуха, скорость которых достигала 900 км/ч.

Исследование обломков лайнера на месте катастрофы

За несколько дней до катастрофы, согласно заявлениям украинских властей, в зоне конфликта произошли другие инциденты с самолётами. Всего за июнь-июль 2014 года сообщалось о потерях в этом районе более десяти пилотируемых летательных аппаратов ВВС Украины.

В мае 2018 года Международная следственная группа (Joint Investigation Team — JIT), официально занимающаяся делом о сбитом самолете, подтвердила причастность 53-й зенитно-ракетной бригады (базирующейся в Курске) к этому инциденту, но ключевые организаторы поставки ракетной установки «Бук» в Украину еще не установлены следствием. В 2016 году JIT обратилась с призывом установить личности двух ключевых подозреваемых с позывными «Орион» и «Дельфин».

В декабре 2017 года The Insider и Bellingcat в своем расследовании идентифицировали «Дельфина», которым оказался российский генерал Николай Ткачев. А в мае этого года удалось установить «Ориона», им оказался действующий генерал ГРУ Олег Владимирович Иванников, также известный как бывший министр обороны Южной Осетии Андрей Лаптев. Он руководил действиями российских войск на территории Украины и среди прочего командовал «ЧВК Вагнера».

После этой публикации Служба безопасности Украины опубликовала несколько прослушек телефонных переговоров с участием Дмитрия Уткина («Вагнера») с Иванниковым, которые подтвердили выводы расследования.

В свою очередь, Минобороны РФ заявило, что ракета, которой сбили рейс MH17 в Донбассе, принадлежала войсковой части в Украине. Ранее The Insider вместе с экспертами Conflict Intelligence Team и Bellingcat изучил заявления представителей Минобороны и выбрал самые яркие примеры несостыковок и прямого обмана.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari