РИА «Новости» сообщило о реакции представителя МИДа Марии Захаровой на заявление спецдокладчиков ООН в связи с делом об отравлении Алексея Навального. В материале под заголовком «Захарова прокомментировала доклад СПЧ ООН по Навальному» говорится:
«Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отреагировала на заявление спецдокладчиков ООН по ситуации с Алексеем Навальным, отметив, что „наши желания найти истину в этом деле совпадают”, она считает, что после их призыва Берлин перестанет скрывать от международной общественности „секретные материалы”, вымарывать формулы обнаруженных веществ из докладов.
Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях Аньес Калламар и специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Ирен Хан в понедельник опубликовали заявление о своем расследовании „отравления” Навального.
„Наши желания найти истину в этом деле совпадают. На протяжении всего этого времени российская сторона просила, а теперь уже и требует от властей ФРГ предоставить данные, в которых содержатся, как заявлял Берлин, важные доказательства якобы отравления Навального химическим оружием”, — сообщила Захарова журналистам.
„Надеемся, что после призыва спецдокладчиков Берлин перестанет скрывать от международной общественности ‘секретные материалы’, вымарывать формулы обнаруженных веществ из докладов”, — добавила она».
РИА также опубликовало на своем сайте сообщение входящего в его структуру радио «Спутник». Автор заметки, очевидно, приняв спецдокладчика по внесудебным и произвольным казням Аньес Калламар за мужчину, пишет:
«В ООН констатировали, что Франция, Германия и Швеция не ответили на запросы России по делу Алексея Навального, передает РИА Новости со ссылкой на заявление спецдокладчиков организации Аньеса Калламара и Ирен Хан.
„Российские власти направили шесть запросов соответствующим уполномоченным лицам в Германии, Франции, Швеции с просьбой оказать содействие расследованию, в том числе в форме интервью с Алексеем Навальным, врачами, которые лечили его в Германии, и лицами, которые сопровождали его (в Германии, — ред.) …На данный момент уполномоченные официальные лица, судя по всему, отказались сотрудничать”, – приводит агентство текст заявления».
В публикации же РИА, озаглавленной «В ООН призвали Россию разрешить международное расследование по Навальному», о содержании заявления Калламар и Хан говорится очень немного; призыв к международному расследованию упомянут, а оценка, которую они дают действиям российских властей, — нет.
В действительности спецдокладчики по внесудебным казням и по защите права на свободу мнений сделали заявление в связи с публикацией письма, направленного ими в декабре прошлого года властям России. Ответа они не получили и по истечении 60-дневного срока конфиденциальности решили опубликовать письмо. В заявлении спецдокладчиков говорится:
«Мы считаем, что отравление Навального „Новичком“ могло быть осуществлено для того, чтобы послать четкое, зловещее предупреждение о том, что такая судьба ждет любого, кто будет критиковать власть и выступать против нее. „Новичок“ был специально выбран, чтобы вызвать страх. <…>
Доступ к „Новичку” и опыт, необходимый для обращения с ним и разработки новой формы, такой как та, что обнаружена в образцах г-на Навального, может быть только у государственных структур».
В письме спецдокладчиков к российским властям сказано:
«Имеются исчерпывающие доказательства того, что во время нападения с применением химического оружия г-н Навальный находился под постоянным наблюдением спецслужб Вашего Превосходительства, которые отслеживали все его передвижения и в Томске, и в других местах, и этот факт признан на высочайшем уровне власти государства Вашего Превосходительства. Это делает крайне маловероятным то, что третьи стороны могли что-либо предпринять без ведома властей государства Вашего Превосходительства. У нас вызывает озабоченность и то, что утверждения указывают на явные доказательства того, что «Новичок» —химическое оружие, разработанное властями государства Вашего Превосходительства и требующее чрезвычайной осторожности и таких знаний при его применении, которые есть среди экспертов государственных химических лабораторий: „от рядовых преступников можно было бы ожидать более простых, менее изощренных способов убийства” <последняя фраза представляет собой цитату из доклада британского судьи сэра Роберта Оуэна по делу об убийстве Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году. — The Insider>.
У нас вызывает обеспокоенность то, что предполагаемая череда многочисленных инцидентов с аналогичным образом действий, происходивших на протяжении десятилетий, если это верно, может указывать на практику или систему, а не только на повторяющиеся отдельные инциденты или исключения. Явная, повторяемаяи систематическая практика России имеет значение для оценки ответственности властей государства Вашего Превосходительства за покушение на убийство г-на Навального. Повторяемая практика, такая как применение характерных ядов, служит доказательством при определении, несет ли государство ответственность за еще одно аналогичное нападение. Из утверждений следует, что как и в других случаях, г-н Навальный занимался деятельностью, которая не нравилась властям государства. Он разоблачал скрытые богатства людей, ассоциируемых с властями государства Вашего Превосходительства, и поощрял политических кандидатов на местных выборах и консультировал их. Как и в других случаях, г-н Навальный был отравлен характерным соединением (на этот раз „Новичком”), которое вряд ли использовалось бы негосударственным субъектом или представителями властей другого государства. Как и в других случаях, о которых становилось известно, за покушением на убийство Алексея Навального последовало бездействие властей государства Вашего Превосходительства: не было ни возбуждено уголовного дела, ни предпринято минимальных усилий, а кроме того, последовали заявления властей государства Вашего Превосходительства с попытками дискредитировать жертву».
Спецдокладчики ООН также отметили, что применение «Новичка» нарушает обязательства России по Конвенции о запрещении химического оружия, а причиненные Навальному физическая боль и страдания равнозначны пыткам и должны рассматриваться как нарушение обязательств в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
О запросах России к официальным лицам Германии, Франции и Швеции в письме спецдокладчиков действительно говорится, но там же дана и оценка этих запросов:
«Российские власти направили шесть запросов в компетентные органы Германии, Франции и Швеции с просьбой о содействии в расследовании, включая „в форме опроса А.А. Навального, врачей, лечивших его в Германии, и сопровождавших его лиц”, а также „получения копий документов, касающихся обследования и лечения в Берлине, экспертных исследований проб биоматериалов и предметов и результатов токсикологических анализов, проводившихся во Франции и Швеции”. Пока компетентные органы этих трех стран, по-видимому, отказываются от сотрудничества. Цель всех этих обращений, очевидно, заключается в том, чтобы поставить под вопрос выводы о том, что г-н Навальный был отравлен одной из форм „Новичка”. По всей видимости, никаких запросов с просьбой о помощи в расследовании самого предполагаемого отравления не направлялось».
Нужно отметить, что в датированном 30 декабря письме есть неточность: Германия от сотрудничества не отказывалась. Еще 17 декабря прокуратура Берлина провела опрос Навального, задав ему вопросы, сформулированные российской стороной; ответы передали России. Пресс-секретарь Минюста Германии заявил немецкому информационному агентству DPA, что Германия оказала России помощь «в той мере, в какой это разрешено и возможно в настоящее время в соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи и германским законодательством». Но часть запрошенной Россией информации передать оказалось невозможно из соображений конфиденциальности.
Но так или иначе, заявление спецдокладчиков ООН не содержит призывов к Берлину «перестать скрывать от международной общественности секретные материалы», как выразилась Захарова. Их призыв обращен к России. В заявлении сказано:
«Мы сожалеем, что власти, не проявив никакой значимой инициативы по расследованию отравления г-на Навального, действовали с твердой и целенаправленной решимостью, арестовав сразу же после его возвращения в Россию после того, как он провел несколько месяцев в Германии с единственной целью поправить здоровье.
Учитывая неадекватную реакцию национальных властей, использование запрещенного химического оружия и очевидную картину покушений на точечные убийства, мы считаем, что в срочном порядке должно быть проведено международное расследование, чтобы установить факты и прояснить все обстоятельства отравления г-на Навального. Это расследование особенно важно сейчас, когда г-н Навальный удерживается российским правительством и находится под его контролем. Мы призываем правительство России запросить или разрешить расследование такого рода.
Мы также напоминаем российскому правительству, что оно несет ответственность за защиту г-на Навального в тюрьме и что оно несет ответственность за любой вред, который может быть ему причинен. Мы призываем к немедленному освобождению г-на Навального».
Эти выводы и призывы Захарова и РИА старательно не замечают.