Вернувшись вместе со своей программой «Вести недели» из отпуска, Дмитрий Киселев не мог не обратить внимания на продолжающиеся уже больше полутора месяцев акции протеста против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Его комментарий в «Вестях недели» состоял преимущественно из фейков:
«Наибольшая протестная активность с конца июля наблюдалась в Москве. Повод был сконструирован — отказ в регистрации нескольких кандидатов. Причина отказа — конкретна. При проверке подписных листов у трех десятков кандидатов обнаружились аж 14 тысяч подписей несуществующих избирателей. Сотни подписей были поставлены и за покойников — в прямом смысле мертвые души, как у Гоголя. Важный момент: политический вес кандидатов, представивших фальсифицированные подписные листы, явно не позволял им одержать победу на честных выборах. Отсюда и вывод: фальсификация была намеренной, дабы создать повод для уличного протеста».
О «мертвых душах» The Insider уже писал в связи с аналогичным по содержанию высказыванием главы Центризбиркома Эллы Памфиловой. О количестве «несуществующих избирателей» пропагандистские СМИ почему-то не смогли между собой договориться: в один и тот же день, 2 августа, телеканал ТВЦ сообщил, что их обнаружено почти 9,8 тысячи, а «Газета.ru» — что более 14 тысяч, причем в обоих случаях — со ссылкой на председателя горизбиркома Валентина Горбунова. Многие из них «появились» в результате ошибок сотрудников избиркома, проводивших проверку по базе МВД. Несколько примеров таких ошибок продемонстрировал в Facebook Сергей Пархоменко:
https://www.facebook.com/serguei.parkhomenko/posts/10219025647061565
В ряде случаев, когда ошибки были очевидны, кандидатам удалось доказать подлинность подписей; таким образом смог добиться регистрации один из кандидатов, первоначально получивший отказ, — Сергей Митрохин. Но в тех случаях, когда в результате ошибки ввода имя или фамилия превращаются в другое правдоподобно выглядящее имя, или же ошибка была сделана в номере паспорта, заметить это практически невозможно. Неизвестно, были ли эти ошибки намеренными.
Киселев продолжает:
«И что получилось? ЦИК со своей стороны скрупулезно изучил каждую претензию, публично, с трансляцией в прямом интернет-эфире рассмотрел каждую апелляцию. Поначалу незарегистрированный Митрохин сумел доказать свою правоту и был допущен к выборам. Другие, в чьи планы и не входило участие в выборах, решили проявить себя в другом жанре — уличной смуте».
Характерная деталь: в рабочую группу Мосгоризбиркома, «скрупулезно изучавшую каждую претензию», были включены члены Общественной палаты Москвы. О результатах их работы 25 июля, когда шло рассмотрение жалоб, сообщал в Telegram зампред палаты, руководитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами Алексей Венедиктов:
И даже председатель Совета федерации Валентина Матвиенко говорила, что ряду кандидатов, возможно, отказали в регистрации несправедливо. Но Мосгоризбирком восстановил после первоначального отказа лишь одного Митрохина.
По Киселеву, протестные акции организовали кандидаты, в чьи планы «и не входило участие в выборах», так как их «политический вес явно не позволял им одержать победу на честных выборах». Один из таких кандидатов — глава московского муниципального округа Красносельский Илья Яшин, за два года до этого победивший на выборах в совет муниципальных депутатов. 1 июля опрос Левада-центра показал, что в своем округе Яшин лидировал с большим отрывом: за него готовы были проголосовать 17% опрошенных (33% от тех, кто уже определился с выбором), а за шедшего вторым представителя ЛДПР Никиту Березина — 5% (9% от определившихся).
По результатам опроса ВЦИОМ, юрист ФБК Любовь Соболь в своем округе шла на втором месте с минимальным отставанием от лидера — известного актера Андрея Соколова.
https://twitter.com/SobolLubov/status/1149704063065440256
Далее Киселев переходит к обобщениям:
«Но если повода для протеста нет, то его надо сконструировать. Дело несложное. Выйти на незаконную акцию. Спровоцировать полицию, а потом на нее же и обидеться, создав повод для следующей акции. Мол, как с нами грубо и даже жестоко поступили. За что? И вновь — протест, словно по замкнутому кругу. Уже и забыли, с чего началось. Не до московских выборов. И даже не до самой Москвы. Две трети протестующих даже не столичные избиратели, а о проблемах мегаполиса и путях их решения у них весьма туманные понятия. Но протест!»
Слова ведущего о том, как «спровоцировали полицию», проиллюстрированы видеокадрами, на которых небольшая группа протестующих скандирует «мусора — позор России», а один из демострантов кидает в сторону полицейских мусорную урну (попадает ли — неизвестно, это остается за кадром). Других примеров провокаций что-то не видно. Не слышно ни о пострадавших силовиках, ни об ущербе чьему-либо имуществу, причиненном участниками акций. И интересно, кто же спровоцировал, например, тех бойцов Росгвардии, которые сломали ногу дизайнеру Константину Коновалову, вышедшему на пробежку и случайно оказавшемуся там, где через несколько часов ожидалось начало несогласованного митинга.
Откуда Киселев взял, что иногородних участников протестов было две трети, неизвестно. После акции 27 июля МВД заявило, что на ней было «600 правонарушителей, не являющихся жителями Москвы». По официальной информации, задержаны в тот день были 1074 человека (по данным «ОВД-Инфо» — 1373 человека). Таким образом, получается, что даже по официальным данным иногородних не могло быть больше 56%. Но подсчеты «ОВД-Инфо» показывают, что и эта оценка неправдоподобна:
«Мы предположили, что “жителями Москвы” МВД и мэрия считают не тех людей, кто живет в Москве, а тех, кто формально прописан в столице. Проанализировав 153 протокола о задержании на акции 27 июля, мы выяснили, что 96 человек из этой выборки зарегистрированы в Москве. Таким образом, процент иногородних в нашей выборке составил 37%. <…>
Если предположить, что данные МВД все же верны, то при формировании выборки нам очень не повезло: мы попали в два случая из миллиона».
И кроме всего прочего, никакие законы не запрещают участвовать в демонстрациях не по официальному месту жительства. Если гражданин не может участвовать в местных выборах в том или ином регионе, это не лишает его права возмущаться нарушениями.
Киселев не брезгует и давно разоблаченными фейками. Так, он утверждает, что к организации протестов причастно посольство США — на том основании, что оно опубликовало на своем сайте карту тех мест, где намечалась несогласованная акция. В действительности, как уже писал The Insider, это было предупреждение для американских граждан — каких мест в городе в определенные часы желательно избегать.
Пугая зрителей, Киселев заявляет, что возможна провокация с убийством кого-то из демонстрантов руками подкупленных силовиков. Не обходится он и без «исторических примеров»:
«В России на президентских выборах 2004 года разрабатывалась спецоперация по похищению и убийству одного из кандидатов на пост главы государства. Тогда “сакральной жертвой” должен был стать экс-спикер Госдумы Иван Рыбкин. Изощренную операцию спродюсировал беглый олигарх Березовский. Его служба безопасности выманила Рыбкина из Москвы в Киев. Там его несколько дней ублажали до беспамятства в квартире на Лютеранской, а в итоге должны были прикончить. Чудом спасли мужика с помощью тогда еще дружественных офицеров СБУ».
В этой конспирологической версии прекрасно все. Вместо того чтобы убить намеченную жертву, ее зачем-то несколько дней «ублажают до беспамятства», ожидая, пока операцию сорвут местные силовики. И происходит это в столице Украины во времена президента Кучмы, когда российско-украинские отношения действительно были вполне дружественными, — не странное ли место для этого хитроумного преступления?
Вот и еще «исторический пример», и опять конспирологического свойства:
«Недовольными при современных технологиях ведь можно управлять. Их можно использовать в своих целях, о которых недовольные даже не подозревают. Мы же помним, как в феврале 2014-го пришли люди в Киеве на Майдан, а в них с крыш стали стрелять снайперы. И в киевский ОМОН тоже стали стрелять. Отсюда — “небесная сотня”. Стреляли в том числе и наемники из Грузии. Это была технология разогрева толпы и слома государства, и известно, что было потом и во что обошлось».
История о грузинских снайперах во время Евромайдана — еще один давно разоблаченный фейк, вброшенный с помощью итальянского журналиста, работающего на несколько изданий, контролируемых «большим другом России» Сильвио Берлускони. The Insider уже подробно писал о грубых нестыковках в этой версии, как и в развивающем ее сюжете «Вестей».