Программа «Вести» рассказывает: «Британские общественные деятели отчитались о своей поездке в Сирию. Группа экспертов посетила несколько населенных пунктов и своими глазами увидела текущую ситуацию в стране. В частности, что из себя представляют и чем на самом деле занимаются ”Белые каски“».
Доклад по итогам поездки в контролируемую правительственным режимом часть Сирии получился вполне проасадовским. Тем более странно, что лондонский корреспондент ВГТРК Александр Хабаров (автор нескольких запоминающихся фейков о деле Скрипалей и об «антироссийской кампании» в Великобритании) в рассказ о нем пытается добавить немало того, чего в докладе на самом деле нет.
Начнем с того, что говорить о «докладе политиков» не вполне корректно. У доклада «Голоса из Сирии» два автора, и лишь один из них имеет отношение к политике — пожизненный член и бывший вице-спикер Палаты лордов баронесса Кэролайн Кокс, до 2004 года консерватор, затем внепартийный политик. Она известна как правозащитница, член консультативного совета Фонда Андрея Сахарова. Во время карабахского конфликта горячо поддержала армянскую сторону. Второй автор доклада — священник Дэвид Томас. Участники поездки, которых Хабаров называет «группой экспертов», — это, как пишет The Telegraph, в основном священники, а также два британских пэра — баронесса Кокс и лорд Дайкс. В докладе поездка названа «пасторским визитом».
Доклад «Голоса из Сирии» опубликован на сайте баронессы Кокс. Он представляет собой собрание высказываний различных людей, с которыми Кокс и Томас говорили в Дамаске, Алеппо, Хомсе и двух других сирийских населенных пунктах — Маалула и Саиднайя.
Как же в докладе разоблачены «Белые каски»? Они упоминаются там всего два раза. Их вскользь касается муфтий Ахмад Бадреддин Хасун: «Пожалуйста, попросите ваше правительство не поддерживать террористов. Опасные исламисты, включая ”Белые каски“, вернутся в Британию». Чуть подробнее о них говорит живущий в Дамаске британец, создатель проасадовского сайта Anglo-Syrian Press Том Дагган: «”Белые каски“ созданы в Турции в 2014 году. Джемс Ле Мезюрье, работавший на МИД, основал медицинскую организацию, но многие ее сотрудники не являются обученными медиками. Все, что у них есть, — это болеутоляющие средства и пропаганда».
Чтобы назвать эти выпады разоблачениями, нужна большая творческая фантазия, особенно если учесть, что «Белые каски» позиционируют себя не как медицинскую организацию, а скорее как добровольческий спасательный отряд.
Так как больше ничего о «Белых касках» в докладе нет, Хабаров, чтобы справиться с поставленной задачей, берет интервью у священника Эндрю Эшдауна, организатора поездки, по итогам которой Кокс и Томас написали свой доклад. Эшдаун повторяет то, что он уже рассказал в начале июня газете The Times: «В восточном Алеппо я побывал в том месте, где находилась штаб-квартира «Белых касок». Оказалось, что она примыкает к бывшему штабу Джебхат ан-Нусры (запрещена в России), а рядом здание школы, стены которой расписаны лозунгами экстремистов».
Соседство двух зданий — аргумент довольно своеобразный, не говоря уже о том, что в Восточном Алеппо после асадовских и российских бомбардировок осталось не так уж много неповрежденных построек. Кстати, в сюжете Хабарова слова Эшдауна заглушены переводом, а в интервью The Times он описывает школу рядом с офисом «Белых касок» несколько иначе: «Рядом бывшая школа, стены которой покрыты исламистскими граффити, описывающими строгие требования, которые следует соблюдать». Религиозные требования, даже самые строгие, и лозунги экстремистов — все-таки не одно и то же.
Кстати, в The Times у рассказа Эшдауна о здании штаб-квартиры «Белых касок» есть любопытное продолжение: «А позади здания останки двух британских машин ”Скорой помощи“ — часть тех миллионов долларов, которые многочисленные британские благотворительные организации и британское правительство перечислили в качестве благотворительной помощи джихадистским группам и организациям». Священник, давно установивший дружественные отношения с режимом Асада, даже не пытается задуматься о том, кто и при каких обстоятельствах мог уничтожить машины «Скорой помощи» в Восточном Алеппо.
Зато Эшдаун в очередной раз повторяет Хабарову историю Омрана Дакниша — пятилетнего мальчика из Восточного Алеппо, фотография которого в 2016 году получила всемирную известность: «Этот мальчик получил легкое ранение после разрыва снаряда. Он был весь в пыли, в состоянии шока. ”Белые каски“ держали его около сорока минут, не оказывая никакой помощи. И все ради одного снимка, запущенного потом по миру».
Эшдаун говорит, что в Сирии встречался с семьей Омрана. Еще в начале июня сирийский проправительственный телеканал показал сюжет об этой семье, где отец мальчика утверждает, что поддерживает Асада, что звука самолета над головой не слышал (что же в таком случае могло вызвать взрыв, разрушивший его дом, он не объясняет), и что сына насильно затащили в санитарную машину, где в течение сорока минут только фотографировали (почему так много времени потребовалось на несколько снимков и короткий видеосюжет, он опять же не объясняет). О судьбе своего старшего сына Али, погибшего в результате того авиаудара, отец Омрана не вспоминает. Бодрый сюжет с Омраном и его отцом, распространенный видеоагентством Ruptly (подразделение RT), производит впечатление постановочного пропагандистского шоу, и, похоже, в работу асадовской пропагандистской машины включился и Эшдаун.
Еще раз отметим, что истории про Омрана и офис «Белых касок», соседствующий со штаб-квартирой террористической организации, не имеют никакого отношения к докладу правозащитницы баронессы Кокс. В ее докладе, явно тенденциозном, основанном на высказываниях тех людей, с которыми ей позволил встретиться официальный Дамаск, сказано лишь, что сирийцы выступают против любого иностранного вмешательства и осуждают удары по территории страны, нанесенные США и их союзниками (что вполне естественно для жителей территорий, по которым нанесен удар), а свержение режима Асада может привести к распаду страны и хаосу. Но «Вести» старательно смешивают доклад Кокс и пропагандистские заявления Эшдауна.