
Фото: Портал индустриальных парков России
Россия расширила вербовку южноафриканских женщин для работы в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, где собирают дроны Shahed-136, используемые в войне против Украины. Об этом сообщает Bloomberg. Власти ЮАР начали проверку действий России.
По данным издания, в январе южноафриканская организация BRICS Student Commission начала распространять объявления о вакансиях для девушек 18–22 лет в строительстве и сфере услуг на предприятиях «Алабуги». Рекрутинг продвигают и через Instagram и TikTok. В мае южноафриканское отделение Женского бизнес-альянса БРИКС подписало соглашение о направлении в Россию 5600 работников для «Алабуги» и компании «Эталонстрой Урал».
Исследовательские организации, включая Institute for Science and International Security, утверждают, что большинство женщин оказываются не на стройке, а на производстве ударных беспилотников. По их оценкам, до 90% набранных сотрудниц работают на сборке Shahed-136. В отчетах говорится, что девушек зачастую не предупреждают об истинном характере труда.
Южноафриканские власти начали проверку и не исключают вызова российских дипломатов для объяснений. В Министерстве международных отношений и сотрудничества заявили, что пока не нашли доказательств того, что предложения о работе не соответствуют заявленным условиям, но отметили сообщения о наборе молодежи именно в «Алабугу».
Официальные представители особой экономической зоны отрицают участие африканских женщин в производстве дронов. При этом в «Алабуге» строят жилье для десятков тысяч новых работников, что, по данным аналитиков, связано с расширением военного производства.
В ЮАР более 48% женщин младше 34 лет не имеют работы, и обещанные зарплаты в $800 делают поездку в Россию привлекательной. Однако, как отмечают исследователи, для многих это оборачивается «резким столкновением с реальностью» и участием в военном производстве.
Россия ведет аналогичные кампании и в других странах Африки. В частности, «Алабуга» привлекала сотрудников в Ботсване, Эфиопии, Буркина-Фасо и Лесото. В последнем случае к набору причастна бывший министр образования и лидер оппозиционной партии Махали Пхамотсе, которая помогала отправлять молодых людей на обучение и работу в Россию. Власти Лесото предупреждали родителей о рисках подобных программ, однако часть студентов уже уехала в Россию.