Помощник президента РФ, автор школьных учебников по истории Владимир Мединский дал интервью РБК, в котором заявил, что обществу не нужны «оловянные солдатики», а учебные заведения должны воспитывать детей, способных критически мыслить и аргументированно дискутировать.
По его словам, именно таких людей помогают воспитывать учебники, созданные с его участием, — они якобы склоняют детей к обсуждению пройденного:
«Нашему обществу не нужны оловянные солдатики. Мы не Урфины Джюсы и не воспитываем деревянных солдат. Наша цель — воспитать школьника, который стремится понять истину, это наш идеал. Всё остальное — пустые разговоры».
Мединский отметил, что учителя должны доносить до учеников правильную информацию о форме Земли, если те посмотрели некие ролики в интернете и у них возникли «ошибочные представления» о ней. Он также сказал, что в российской школе нет запретных тем, а истина не бывает черно-белой. Преподаватели, по словам Мединского, не опасаются проводить открытые дискуссии по истории России, в том числе современной. Он подчеркнул, что много общается с учителями, ездит по регионам и слов «мы боимся» от преподавателей не слышал.
Ранее The Insider разбирал учебник, одним из авторов которого является Мединский. В его тексте часто факты подменяются идеологизированными высказываниями, Украина названа ультранационалистическим государством, а описание истории СССР граничит с ревизионизмом.
Педагог, писатель, автор подкаста «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отметил The Insider, что Мединский в своем интервью «искушает и манипулирует в каждом слове, как бес»:
«Это как пахан на зоне, которому говорят: “Тебя люди боятся“, а он: “Кто меня боится? Мне никто такого не говорил. Меня все уважают“.
Я нахожусь в контакте с большим количеством учителей. Учителя боятся, и люди в страхе ведут себя по-разному. Выражается это прежде всего в том, что они говорят намного меньше, чем хотели бы сказать. Кроме того, тенденция ухода учителей из школ продолжает расти. Это тоже признак. страха. У меня на той неделе был потрясающий диалог с учителем, когда он мне сказал: “Я боюсь, но остаюсь“. На учителя могут настучать, написать донос и почти даже посадить. Таких случаев мало, но они есть.
Что касается того, что учебник, в разработке которого он принимал участие, побуждает к дискуссии, то Мединский врет. Я видел это дерьмо за одиннадцатый класс, которое введено с этого года. Да, там в конце по типу советского учебника приводятся обычные вопросы для разбора и вопросы для понимания. Но никаких дискуссионных тем там нет.
Скажу вам как учитель и как бывший директор школы: в школе учит атмосфера. Если мы — ученики, студенты, учителя — находимся в учебном заведении и чувствуем себя свободно, ощущаем, что имеем право задать вопрос, усомниться и спорить, то тогда мы учимся самому главному. Мы учимся тому, что такое быть свободными, — критическому мышлению, анализу, сопоставлению разных точек зрения.
Если он обосновывает в своем преступном учебнике, почему Крым — это Россия, и потом спрашивает детей, есть ли другие мнения, то это не обучение критическому мышлению. Это выявление врагов с их стороны. И это вопрос-манипуляция для того, чтобы дети ответили: “Других мнений быть не может. Другие мнения могут быть только у врагов“. В их головы вбиваются готовые ответы, в тексте приводится совершенно безапелляционная позиция.
Более того, там есть манипулятивное обоснование преступной путинской позиции. Например, там есть пассаж, который невозможно не запомнить. Он выглядит примерно так: “Михаил Сергеевич Горбачёв начал перестройку, знаете, почему? Потому что он был человеком падким на лесть, а наши западные враги быстро это поняли и начали ему льстить со всех сторон. И в результате этой лести он велся на то, что ему говорили, потому и занял прозападную позицию“.
Это поворот не к советской, а к фашистской системе. Я заканчивал школу на излете Советского Союза, за два года до прихода Горбачёва. То, что было в сталинское время, ничуть не похоже на то, что было в 1970-е и 1980-е. Не осталось просто в живых людей, которые это проходили. Поэтому пример для них — гитлерюгенд, а не пионерская организация. Я бы хотел призвать читателей и всех мыслящих людей перестать относиться к Мединскому, Голиковой и Путину как к людям, способным создать смыслы. Они способны только разрушать смыслы и искушать. Нужно к ним относиться, как к бесам».
Бывший глава правозащитного центра «Мемориал», правозащитник Александр Черкасов в интервью The Insider сказал, что российские власти ограничивают диапазон разных мнений, предлагая не правду, а различные варианты лжи:
«И это тоже формирует вроде бы, на первый взгляд, критически мыслящих людей. Правда, при столкновении с реальностью потом всё это посыплется. Но что будет до этого? По опыту режимов, которые так формируют сознание молодых поколений, можно предполагать худшее.
Всё это делается в угоду текущей политике — даже не для выборов (какие сейчас выборы!). Сейчас главное — это война. И ложь делает людей уязвимыми перед пропагандой и войной. Когда речь пойдет об ответственности и за гибель тех, кто пошел и не вернулся, и за то, что они совершили, — в этом будет ответственность тех, кто переписывает учебники истории».