Мосгорсуд отменил приговор бывшему полицейскому Семиэлю Веделю (Сергею Клокову), который был приговорен к 7 годам колонии по статье о распространении военных «фейков». Как сообщает SotaVision, суд направил дело на новое рассмотрение.
Адвокат Веделя ходатайствовал об изучении психолого-лингвистической экспертизы, проведенной стороной защиты, и допросе ее авторов: лингвиста Игоря Жаркова и психолога Валерии Константиновой. Суд удовлетворил это ходатайство. Эксперты пришли к выводу, что все высказывания осужденного прозвучали в личных разговорах и не могут считаться публичными заявлениями. В экспертизе отмечается также, что в словах Веделя отсутствовал признак заведомой ложности: он ссылался на источники, сам доверял этой информации и расценивал ее как достоверную. По словам Константиновой, речь мужчины «реактивна, не является подготовленной, он верит в то, что говорит», в ней нет признаков политической ненависти, только «гнев, отчаяние, ужас, растерянность, аффектация».
Лингвист Игорь Жарков указал на ошибку в первой экспертизе, представленной обвинением: одна из упомянутых там тем — о «смене власти в Украине как цели действий ВС РФ» — не обсуждается вовсе. Жарков полагает, что эксперты обвинения ошибочно оценили слова Клокова «Ну режим, наверное, падет, я думаю. Я не знаю, как режим будет держаться после того, что мы там сделали», и подчеркнул, что рассуждения о будущем не могут считаться утверждением.
Гособвинитель частично согласилась с доводами защиты и попросила вернуть дело прокурору. Защита просила оправдать Веделя за отсутствием состава преступления.
Бывшего полицейского арестовали в марте 2022 года, в апреле следующего года ему вынесли приговор. По версии следствия, вскоре после начала полномасштабного российского вторжения в Украину Ведель, работавший техником в столичном главке МВД России, обсуждал войну в трех телефонных разговорах с друзьями и коллегами. Эти разговоры услышал следователь, прослушивавший телефон полицейского в рамках расследования дела 20-летней давности об убийстве троих милиционеров при побеге подследственного; следователи думали, что Ведель может что-то знать об этом деле.
Семиэль Ведель официально сменил имя в 2005 году, однако в материалах дела фигурировал под прежним — Сергей Клоков.