Совещание у главы Липецкой области Игоря Артамонова, посвященное последствиям коммунальных аварий. Фото: пресс-служба губернатора
Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов обвинил управляющие компании Липецка в том, что они не провели необходимую подготовку тепловых сетей к зиме, что привело к авариям и отключениям тепла, и пригрозил проверками и уголовными делами. Как говорится в сообщении, которое появилось 17 января в Telegram-канале губернатора, управляющие компании сфальсифицировали отчеты о состоянии тепловых сетей.
«По информации в их отчетах всё было прекрасно. Но проверка обращений липчан показала обратное. На одну только УК „Маяк” подали почти тысячу жалоб. Чтобы вернуть людям отопление, работу УК сейчас выполняют бригады из районов и подрядчики фонда капремонта. Управляющие компании проверяет госжилинспекция совместно с прокуратурой области», — говорится в заявлении Артамонова. Он подчеркнул, что по действующим законам ответственность управляющих компаний минимальна, а полномочия надзорных органов ограничены, и пообещал «выступить с федеральной законодательной инициативой», чтобы региональные и муниципальные власти получили контроль над управляющими компаниями.
Как рассказал The Insider председатель одного из московских жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на условиях анонимности, в действительности работу управляющих компаний контролирует множество надзорных органов, но они закрывают глаза на неполадки за взятки.
«Прокуратура проверит управляющие компании в случае возникновения угрозы жизни и здоровью. Государственный пожарный надзор проверяет, чтобы была система дымоудаления, огнетушители и т.д. Роспотребнадзор отвечает за то, чтобы в доме не было крыс или блох, и за качество питьевой воды. Ростехнадзор отвечает за лифты и особо сложное оборудование, например, газовые котельные на крыше. В любом регионе есть жилищная инспекция, которая проверяет всё остальное: начиная с того, что кто-то забыл поменять лампочку или вынести мусор. Жилищная инспекция подписывает все акты готовности к зиме, подтверждает, что все котельные в порядке. Органов контроля очень много.
Трубы и котельные не готовы к зиме, потому что глава районной администрации районно-жилищным инспекторам заплатил деньги. Вот так всё просто. В Москве ценник для сдачи любого дома к зиме колеблется в районе 15–20 тысяч рублей. Почему это делается? Потому что реально отремонтировать дом будет стоить дороже, чем дать взятку.
У липецкого губернатора, скорее всего, нет денег в бюджете. Он хочет больше контроля, чтобы выписывать штрафы. На этом рынке столько заинтересованных сторон, что какой-нибудь крупный застройщик обычного губернатора размажет по стенке, потому что у застройщика есть деньги. Так что инициатива Артамонова — не более, чем популизм.
Опытный юрист пресечет любую проверку. Чтобы всех правильно проверить, нужно столько сотрудников, сколько у нас населения нет. В Евросоюзе жилищной инспекции просто нет, и нет такого надзора. У них всё решают собственники жилья. А наша система была создана еще в СССР».
В результате серии аварий в Липецке без тепла остались 300 многоквартирных домов, а также школы и детские сады. 14 января губернатор Артамонов заявлял, что «тепло в дома липчан уже подается» и что «самое важное сейчас — не допустить новых аварий». 17 января «Липецк Медиа» со ссылкой на администрацию города пишет, что в шести домах, оставшихся без отопления после коммунальных аварий 13–14 января, в части квартир по-прежнему нет тепла. В мэрии отметили, что ремонтные бригады продолжают работать над тем, чтобы восстановить отопление в полной мере. При этом им приходится решать разные задачи: от регулировки параметров до замены вышедших из строя труб.
Как рассказал в беседе с The Insider политолог, эксперт по странам Центральной и Восточной Европы Иван Преображенский, Артамонову, чей срок на посту губернатора истекает в этом году, не грозит отставка из-за коммунальных аварий при условии, что в регионе не будет массовых протестов. Реформирования системы ЖКХ ожидать также не стоит.
«Главные критерии, по которым федеральная власть оценивает эффективность губернаторов, — не сам факт аварии и даже не то, насколько быстро ее удается устранить. Главное — начинаются ли после этого публичные протесты, в данном конктретном случае — отразится ли это на результатах выборов по Липецкой области. Поскольку результаты выборов в этот раз будут совершенно очевидно массово фальсифицироваться, причем в масштабах, которых давно уже не было, — как минимум с 2011 года, а возможно, никогда, — то этот критерий, по сути дела, отпадает.
Только если Артамонов очень плохо нарисует результаты выборов, тогда его отправят в отставку. Или второй вариант: у него возникнут массовые протесты, и тогда его тоже отправят в отставку и заменят кем-то, кто, с одной стороны, не будет тратить лишние деньги на ремонт системы ЖКХ, а с другой стороны, договорится с населением и не допустит массовых протестов.
Объективно губернатор не может сделать ничего, чтобы предотвратить коммунальные аварии. Российская система ЖКХ — это практически нереформированная советская система ЖКХ. Все прекрасно понимают, что при таком продолжительном периоде низких температур коммунальные аварии в России практически неизбежны, потому что в реальности никакого реформирования сферы ЖКХ нигде не происходит. Она нигде не обновляется, она нигде не ремонтируется в нужных объемах.
Система ЖКХ в Центральной России и в Липецкой области в том числе худо-бедно работает с отдельными авариями. В региональном бюджете, особенно в муниципальном, денег хватает в лучшем случае на то, чтобы поддерживать эту систему в более-менее рабочем состоянии и менять то, что выходит из строя, например, менять трубы, которые свой ресурс отработали уже два-три раза. Но когда из-за перепада температур начинается цепочка аварий в разных частях региона, избежать массовых отключений невозможно. Сама система советского отопления — например, центрального — так устроена, что в этой ситуации происходит сброс горячей воды, либо происходит разрыв труб. И так, и так это авария, которую в любом случае надо устранять.
Губернаторы, даже если очень захотят, не имеют достаточных ресурсов, чтобы эти проблемы полностью преодолеть; кроме, может быть, руководства Москвы, где гигантские деньги и при этом гигантский жилой фонд. Для этого надо провести полноценную реформу ЖКХ, всерьез создавать конкурирующие разнообразные компании. Но в реальности эта сфера по-прежнему остается, пожалуй, одной из самых, а может быть, и самой коррумпированной в России. На этих деньгах сидят компании, связанные так или иначе обычно либо с губернатором, либо с кем-то очень влиятельным в федеральном центре. И никаких средств на то, чтобы проводить полноценный ремонт, не выделяется, при том, что с россиян начали сдирать еще и деньги на капитальный ремонт жилья.
Власти совершенно точно не собираются ничего всерьез делать, никаких изменений не будет. На это нет ни денег, ни желания. Все надеются, что будущие зимы не будут такими суровыми, как эта. А раз так, то нет никакого смысла всерьез вкладываться. Надо просто пересидеть эти аварии, уговорить население. Там, где нельзя уговорить, применить полицейскую силу к наиболее активным, в крайнем случае объявить их какими-нибудь агентами Украины или Запада — и дождаться потепления. После потепления отремонтировать те теплопроводы, которые действительно нуждаются в ремонте, и спокойно жить дальше, ничего не меняя».
С конца прошлого года в российских регионах на фоне сильных морозов почти ежедневно происходят коммунальные аварии, в результате которых десятки тысяч людей остаются без отопления и горячей воды, а также электричества.