Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 1563
Новости

«Луна-25» потерпела крушение из-за ошибки в приборе для измерения ускорения блока угловых скоростей. Его «полностью импортозаместили»

Крушение российской станции «Луна-25» произошло, вероятнее всего, из-за нештатного функционирования бортового комплекса управления, сообщает Роскосмос в своем Telegram-канале.

Согласно пресс-релизу госкорпорации, нештатная работа бортового комплекса была связана с «невключением блока акселерометров в приборе БИУС-Л (блок измерения угловых скоростей) из-за возможного попадания в один массив данных команд с различными приоритетами их исполнения прибором».

В бортовой комплекс управления приходили нулевые сигналы с БИУС-Л, что не позволило зафиксировать момент набора требуемой скорости и вовремя выключить двигательную установку. «Ее отключение произошло по временной установке», — заключили в Роскосмосе.

Популяризатор космонавтики Виталий Егоров пояснил в разговоре с The Insider, что исходя из формулировок госкорпорации трудно понять, на кого возлагают ответственность за провал миссии.

В этой формулировке, опубликованной Роскосмосом, в принципе непонятно чья ответственность и кто виноват в этой аварии, но, судя по всему, она с такой целью и написана — всё случайно произошло, и как бы никто не виноват. Cкорее всего, проблема именно в том, что весь аппарат и взаимодействие приборов друг с другом не были достаточно испытаны. Только на стенде и, видимо, непродолжительное время, потому что последний прибор в полном комплекте был готов всего за полгода до запуска. Понятно было, что за полгода и с учетом полной сборки, доставки до космодрома и запуска просто времени не было испытать все системы в полной мере, что и стало, вероятнее всего, главной причиной. Теперь главная задача и Роскосмоса, и всех ответственных — размазать эту ответственность так, чтобы никто не был виноват.
В целом причина звучит правдоподобно, но это показывает серьезную недоработанность приборов, а точнее, алгоритмов взаимодействия их друг с другом — один не включился, второй не получил данные и выдал команду. Всё это показывает, что эти приборы или научные группы, которые готовили эти приборы просто не поняли или не отработали все условия, в которых будут взаимодействовать эти приборы, что в конечном счете сказалось на их работоспособности.

Ранее, как писал The Insider, глава Роскосмоса Юрий Борисов говорил, что «Луна-25» разбилась о поверхность Луны из-за того, что акселерометр не передал информацию, нужную для выключения двигателя.

Как отмечал в своей колонке научный корреспондент RTVI Павел Котляр, задача БИУСа — отслеживать вращение аппарата и измерять его линейные ускорения. Первая задача выполняется с помощью трех волоконно-оптических гироскопов, вторая — тремя компенсационными маятниковыми акселерометрами разработки НПЦАП имени Пилюгина, датчиками, измеряющими ускорение.

Измерять ускорение нужно, к примеру, при коррекции орбиты — интегрируя его по времени, система управления оценивает созданный двигателем импульс и дает команду на его выключение.

Кстати, БИУС, по признанию его создателей, «делался в рамках импортозамещения и полностью построен на отечественной элементной базе», что увеличило его вес в семь раз, по сравнению с неипортозамещенными аналогами.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari