Силовики смогут удаленно в режиме реального времени получать любую информацию с электронных устройств россиян из дата-центров, облачных хранилищ и от операторов связи до решения суда. Соответствующие поправки разработало МВД к закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Как заявил The Insider юрист Алексей Прянишников, правоохранители и сейчас могут делать это без постановления суда, но власти захотели легализовать их действия. По мнению эксперта, это может привести к злоупотреблениям, к новым делам по статьям против «иноагентов», «нежелательных» организаций, а также по статьям о «дискредитации» и «фейках» об армии.
Юрист подчеркнул, что эти поправки не предполагают внесения изменений в статью 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая предусматривает судебный порядок из-за ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и почтовых сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
«Действия, которые и раньше осуществлялись силовиками, теперь просто хотят легализовать и прописать в законе. Например, сейчас разрешение суда нужно получать на прослушку разговоров или прослушивание телефонов абонентов, которое осуществляется через операторов связи. Мой опыт показывает, что зачастую силовики это могли делать и без постановления суда и указания в законе. На мой взгляд, эта поправка чисто косметическая — чтобы оформить законом те действия, которые и так осуществляются.
Доступ будет ко всему, что связано с интернетом и интернет-активностью граждан, например в соцсетях. Силовики хотят чуть ли не в режиме онлайн контролировать, что происходит на серверах соцсетей и у провайдеров, которые предоставляют доступ в интернет. В пояснительной записке необходимость поправок мотивируется тем, что преступные элементы могут удалять информацию, а силовики хотели бы видеть ее в более оперативном режиме, фиксировать все, что происходит в соцсетях, комментарии, размещение постов и их удаление — когда человек решил, что подставляет себя, и удаляет пост».
Прянишников считает, что силовики смогут злоупотреблять законом, в том числе для более оперативного возбуждения дел по «экстремистским» статьям, и выявлять в соцсетях нарушения, связанные с «нежелательными» организациями и «иноагентами»:
«Составы таких административных правонарушений и преступлений сейчас у всех на слуху: от экстремистских составов вроде 280-й или 282-й статей УК до статей КОАП и УК о так называемых „нежелательных“ организациях. Опыт последних шести лет применения так называемого закона „о нежелательных организациях“ и санкций за его нарушения, предусмотренных КОАП и УК, показывает, что, наверное, 99% тех дел связаны с активностью граждан, которые якобы участвовали в деятельности „нежелательных“ организаций, размещая посты в соцсетях. Наверняка при помощи поправок будут стремиться выявлять в соцсетях как можно больше деяний по актуальным сейчас статьям о „дискредитации“ Вооруженных сил (как по КОАП, так и по УК) и о „фейках“ о Вооруженных силах Российской Федерации.
Разумеется, будут злоупотребления, я в этом не сомневаюсь. Отчасти эта поправка предлагается к принятию, дабы прикрыть пятые точки тех, кто таким образом осуществляет оперативно-розыскную деятельность, чтобы в случае чего они могли прикрыться этой нормой закона».
15 августа МВД внесло поправки к ФЗ от 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», в которых предлагает в рамках оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) разрешить силовикам получать доступ к широкому перечню информации в режиме реального времени до разрешения суда. Согласно поправкам, любая информация, передаваемая через интернет, приравнивается к необходимым для следственных действий данным. В пояснительной записке говорится, что данные, в том числе сообщения россиян, можно будет получать с серверов в дата-центрах, из облачных хранилищ и с других электронных носителей.
В мае ФСБ разработала внутриведомственный приказ об организации проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) и изъятии документов в определенных случаях без санкции суда. Как заявляли тогда The Insider юристы, этот приказ расширяет список руководителей, которые могут санкционировать такой обыск без разрешения суда.